ещё
свернуть
Все статьи номера
10 , Октябрь 2012
Финансы и право

Какими способами, кроме запроса сведений из ЕГРЮЛа, можно проверить партнера, не мошенник ли он?

12 простых способами установить, не мошенник ли Ваш потенциальный партнер

Отвечает

Константин Сергеев Руководитель исполнительного комитета Союза руководителей служб безопасности Урала, Екатеринбург

Справка

Константин Сергеев также работает директором по безопасности екатеринбургской торгово-логистической компании «Альянс» (штат – более 700 человек). Работал в управлении Федеральной службы налоговой полиции, руководил службой безопасности мясоперерабатывающего комбината «Кунгурский» (штат – более 800 человек). Автор курса-практикума «Организация системы проверки деловых партнеров». Сфера интересов: бизнес-разведка, экономическая безопасность, противодействие мошенничеству.

Ответ

Часто мошенники используют схему «прикормить бычка»: заключают одну-две сделки на небольшие суммы, вовремя все оплачивают, усыпляя Вашу бдительность. А затем делают крупный заказ и исчезают. Есть несколько способов заранее убедиться, что контрагент – реально существующая фирма, которая готова исполнять обязательства по поставке или оплате.

1. Изучите картотеку арбитражных дел. На сайте http://kad.arbitr.ru Вы можете по названию компании, ИНН или ОГРН найти сведения о судебных тяжбах контрагента. Сведения выдаются бесплатно и без регистрации. Если за короткий промежуток времени к Вашему потенциальному партнеру предъявлено много исков, значит, компания не выполняет обязательств.

2. Проверьте, не ведется ли в отношении контрагента исполнительное производство. Эту информацию можно найти на сайте Федеральной службы судебных приставов www.fssprus.ru/iss/ip. Услуга доступна бесплатно и без регистрации. Сервис позволяет получить данные о должниках – как физических, так и юридических лицах.

3. Посмотрите, не банкрот ли контрагент. Поможет сайт Единого федерального реестра сведений о банкротстве http://bankruptcy.interfax-aki.ru. На нем публикуются сообщения о ходе процедур банкротства на территории РФ, информация находится в открытом доступе.

4. Проверьте, действителен ли паспорт представителя фирмы-контрагента. Для этого зайдите на сайт Федеральной миграционной службы http://services.fms.gov.ru. Введите серию, номер и дату выдачи документа (эти сведения можно получить у охраны Вашего офиса, которая записывает данные при выдаче пропуска). Если система не подтвердит действительность паспорта, налицо попытка мошенничества.

5. Проверьте реальность данных о самой компании. Воспользовавшись сервисами http://egrul.nalog.ru (сайт Федеральной налоговой службы России) и https://focus.kontur.ru, можно по региону и названию компании узнать такие ее реквизиты, как ИНН, ОГРН и ОКПО (сервисы бесплатные, регистрироваться не нужно). Сравните эти данные с указанными в договоре. Если информация расходится, стоит задуматься: возможно, Вы имеете дело с мошенниками.

6. Проанализируйте посещаемость сайта. На сайте http://2ip.ru в разделе «Тесты» есть сервис «Посещаемость сайта». С его помощью можно узнать о количестве посетителей и просмотров сайта за разные периоды. Для этого достаточно ввести в специальное поле адрес сайта и нажать кнопку «Получить». Например, анализ страницы журнала «Генеральный Директор» в сети Facebook показал, что в день страницу просматривают в среднем свыше 15 000 раз. Сервис особенно актуален для проверки контрагентов, позиционирующих себя как интернет-магазины. Представим, что по данным системы сайт интернет-магазина посещают девять человек в день, а он просит отгрузить товар на значительную сумму, да еще и в рассрочку. Возникает вопрос, как эта организация собирается продать через сайт такое количество товара.

7. Подслушайте. Во время переговоров можно на некоторое время покинуть комнату, оставив в незаметном месте включенный диктофон (такая функция есть на всех мобильных телефонах). Воспользовавшись Вашим отсутствием, потенциальный партнер может что-то проговорить вслух или кому-то позвонить. Например, мы вели переговоры с адвокатом, который должен был представлять интересы компании в суде. Оставленный диктофон помог нам обнаружить, что адвокат работает на два фронта: официально сотрудничает с нами, а неофициально – с ответчиками.

8. Пообщайтесь с бывшими сотрудниками компании-контрагента. Их можно найти на сайтах, помогающих в поиске работы. Пригласите бывших сотрудников на собеседование и узнайте, платила ли фирма по счетам. Например, в ходе собеседования по телефону с юристом, уволившимся из фирмы-контрагента, выяснилось, что компания находится в критической ситуации. Информацию проверили, позвав на собеседование бывшего бухгалтера фирмы.

9. Проверьте сведения, указанные на визитке. Часто представитель фирмы-мошенника указывает на визитках несуществующие адреса офиса или телефоны. Проверьте их. Пообщайтесь с сотрудниками предприятий, расположенных в том же офисном центре или поблизости: знают ли они о таком соседе, работает ли его офис в постоянном режиме (иногда мошенники открывают офис только на момент заключения сделок), были ли визиты кредиторов или проверяющих структур. Cвяжитесь с собственником здания: если помещение снято недавно или на короткий срок, есть повод задуматься. Если же партнер из другого региона, ту же информацию можно получить по телефону. В моей практике был случай, когда я, находясь в Екатеринбурге, решил проверить московскую компанию. Я позвонил потенциальному партнеру и сказал, что приехал в Москву и прошу принять меня в офисе. Мне ответили, что, к сожалению, сегодня там никого не будет. Чуть позже компании и след простыл, а сделка не состоялась.

10. Собирайте всю доступную информацию. Записывайте номера автомобилей, на которых приезжают сотрудники компании-контрагента, адреса электронной почты, номера телефонов, с которых они звонили, и факсов, с которых приходили документы. Всю информацию заносите в «карточку партнера». Это позволит Вам не нарваться на мошенников повторно: иногда недобросовестные партнеры, закрыв одну компанию и открыв другую, меняют только вывеску и продолжают использовать те же адреса и телефоны.

11. Спровоцируйте партнера. К примеру, разговор можно повернуть так: Ваша служба безопасности получила сведения, что якобы контрагент с таким же, как у партнера, названием задерживает оплату другим поставщикам. Уточните, имеет ли партнер к этому отношение. После такого заявления недобросовестные контрагенты исчезают. Если провокация не удалась или партнер обиделся, извинитесь и сообщите, что полученная информация будет еще раз тщательно проверена.

12. Создайте представление об усиленном «режиме безопасности» в компании. При общении с партнером можно «к слову» рассказать историю о попытке неких злоумышленников обмануть Вашу компанию и об их фиаско – с вытекающими уголовными последствиями. Также нелишне упомянуть о тесных связях топ-менеджмента Вашей компании с правоохранительными органами. В этом случае очень пригодятся благодарственные письма от силовых ведомств, украшающие стены переговорной. Чтобы их получить, можно, к примеру, выступить спонсором спортивных мероприятий, проводимых этими ведомствами.

Конечно, о недобросовестности партнера нельзя судить по одному признаку. Но, получив один тревожный сигнал, обязательно прибегните ко всем доступным способам, чтобы удостовериться в надежности контрагента. И помните: проверка партнеров – это не разовые мероприятия, а система, встроенная в бизнес-процессы компании.