ещё
свернуть
Все статьи номера
6 , Июнь 2013
Финансы и право

Как оформить присоединение купленного предприятия к существующему бизнесу?

Если Вы решили купить производственную компанию, обязательно проведите инвентаризацию. Тогда Вы не потеряете ценную недвижимость и, напротив, не приобретете уже не существующего имущества

Вопрос

Мы планируем приобрести производственное предприятие и присоединить его к существующему бизнесу. Как все правильно оформить?

Отвечает

Ирина Вишнепольская Юрисконсульт-эксперт регионального управления компании «Вымпелком», Нижний Новгород

Справка

ОАО «Вымпелком»
Сфера деятельности: телекоммуникации
Территория: головной офис – в Москве, офисы – во всех областных центрах
Численность персонала: 10 000 (в России)
Количество абонентов: 209 млн (в 2012 году)

Ответ

Если Вы решили приобрести предприятие и хотите, чтобы оно стало частью Вашей компании, нужно провести реорганизацию в форме присоединения. Если Ваше предприятие – ООО, то и присоединяемая компания должна быть ООО. Если присоединяется ЗАО к ОАО, никаких проблем также не возникнет, поскольку форма одна: акционерное общество. Всю процедуру можно разбить на три этапа.

1. Подготовительный этап. Последовательность действий такова.

  • Заключите договор о присоединении. В нем дайте подробную информацию об обоих обществах, укажите, как будет происходить конвертация акций (долей) присоединяемого предприятия (далее – Б), что будет с уставным капиталом головной организации (А).
  • Составьте и утвердите акт передачи компании. В нем укажите активы и пассивы, их сумму, приложите расшифровку по каждой единице передаваемой недвижимости: название, площадь, этажность, адрес, кадастровый номер (если есть), назначение. В список можно включить и автомобили, оборудование, коммуникации, интеллектуальную собственность. Расшифровка поможет доказать права на имущество, которым будет владеть компания А после присоединения.

Предположим, Вы решили купить фирму, которая участвовала в долевом строительстве офисного здания. Оно передано в пользование, но право собственности еще не оформлено. Если Вы не хотите потерять недвижимость, впишите его в расшифровку, и тогда Вы сможете зарегистрировать право собственности на него. Вообще, перед покупкой надо провести инвентаризацию; нужно это, в частности, для того, чтобы не принять на баланс утраченное имущество, просроченную задолженность. И еще нюанс: акт лучше составлять на последнюю отчетную дату периода, предшествующего решению о реорганизации. Предположим, Вы приняли решение в апреле – значит, акт нужно составить на основании данных бухгалтерской отчетности на 31 марта.

  • Закройте все расчетные счета. Если компании А после присоединения не нужны счета фирмы Б, их надо закрыть. Иначе Ваша бухгалтерия должна подать в банк документы, подтверждающие реорганизацию. Все договоры об обслуживании счетов будут переоформлены.
  • Определите режим налогообложения. Если предприятие А находится на общем режиме налогообложения, а Б – на «упрощенке», после реорганизации деятельность обеих компаний будет облагаться налогами по общему режиму. Если же на «упрощенке» была основная компания, то она может работать по-прежнему.
  • Проведите заседание совета директоров и собрание акционеров (участников). Сначала компании А и Б проводят заседания советов директоров. По итогам каждая формирует повестку для общего собрания акционеров (ОАО, ЗАО) или участников (ООО) компании. В повестке нужно указать порядок созыва собрания, основные вопросы, сроки проведения (не раньше 30 дней после заседания совета директоров). Собрание акционеров каждой компании принимает решение о реорганизации, утверждает договор присоединения (после этого ранее заключенный договор приобретает юридическую силу), передаточный акт, а также порядок уведомления и публикаций в «Вестнике государственной регистрации» для кредиторов. Вся информация отражается в протоколах собраний акционеров каждой компании. Эти документы – основание для последующих юридических действий.

2. Уведомительный этап. Надо сообщить о реорганизации в налоговую инспекцию, Пенсионный фонд и ФСС и оповестить кредиторов. Уведомить ИФНС и опубликовать информацию о начале реорганизации удобнее компании А. Для этого ее протокол надо датировать более поздним сроком, чем протокол общего собрания предприятия Б.

  • Направьте заявление по месту регистрации (форма Р12003). Сделать это должна компания А в течение трех рабочих дней с даты принятия общим собранием решения о реорганизации. К заявлению нужно приложить протоколы о реорганизации фирм, передаточный акт, договор о присоединении, документ об уплате госпошлины. Компании А и Б должны подать в инспекции по месту регистрации сообщение по форме С-09-4. В течение трех рабочих дней с даты подачи заявления (по форме Р12003) налоговая инспекция вносит в ЕГРЮЛ сведения о том, что предприятия находятся в процессе реорганизации, и свидетельства о ее начале выдаются каждой компании. Обе фирмы обязаны в течение трех дней с момента принятия решения о реорганизации направить уведомление в Пенсионный фонд и в Фонд соцстраха.
  • Письменно уведомите кредиторов. Сделать это должны обе компании в течение пяти рабочих дней с момента направления в налоговую инспекцию заявления о присоединении (по форме Р12003). Подтверждением будет либо подпись кредитора на врученном уведомлении, либо отметка почтовой службы в реестре отправки о вручении извещения. Если Вы не выполните это требование, кредиторы могут подать иск, обвинив Вашу компанию в фактическом нарушении их прав. Если суд не примет Вашу сторону (что вероятнее всего), реорганизация будет отменена. Процедуру придется начинать заново.
  • Опубликуйте сообщение в «Вестнике государственной регистрации». Компания А публикует его дважды, предоставляя информацию об обеих фирмах. В первый раз это нужно сделать сразу после получения свидетельства о начале присоединения. Затем – строго не ранее месяца после первого. Иначе говоря, если первое уведомление опубликовано 25 мая 2013 года, то второе может быть напечатано не ранее 25 июня 2013 года. Эта процедура направлена на защиту прав кредиторов, которые в течение 30 дней с даты второй публикации могут потребовать выполнить обязательства перед ними.
  • Переведите персонал. У Вас есть два способа. Вы можете уволить сотрудников из компании Б, а на следующий день принять их на работу в компанию А. Делается это до юридического завершения присоединения. Можно поступить иначе – сделать соответствующую запись в трудовых книжках о реорганизации компании, но уже после завершения присоединения. Не забывайте, что сотрудник имеет право отказаться от работы (ч. 5 ст. 75 и ч. 6 ст. 77 ТК РФ), поэтому желательно предупредить коллектив о предстоящей реорганизации. Издайте соответствующий приказ и ознакомьте с ним сотрудников под подпись. Если после реорганизации работник остается, в трудовой книжке записывается: «Открытое акционерное общество «Мегашина» (ОАО «Мегашина») 30 апреля 2013 года реорганизовано путем присоединения к открытому акционерному обществу «Промдеталь» (ОАО «Промдеталь»)». Должности остаются прежними, то есть трудовые отношения сохраняются на тех же условиях. Если Вам не нужны работники компании, которую Вы решили присоединить, их можно сократить либо договориться об увольнении по соглашению сторон.

3. Завершающий этап. Итак, Вы зарегистрировали начало реорганизации, уведомили кредиторов, разместили две публикации. Потом подождали 30 дней с даты последней публикации в «Вестнике государственной регистрации». Далее компания, которую Вы покупаете, должна представить заявление по форме Р16003 в ту налоговую инспекцию, где зарегистрировано Ваше предприятие. К заявлению прилагаются протоколы обоих предприятий о реорганизации, договор о присоединении, передаточный акт, копии публикаций, реестры уведомления кредиторов обеих компаний; госпошлина не платится. В момент, когда присоединяемая компания подает документы в Вашу налоговую инспекцию, Вы подаете сюда же еще одно заявление – по форме Р13001. В течение трех рабочих дней налоговики выдают свидетельство о завершении реорганизации, прекращении деятельности организации Б, внесении изменений в устав компании А. Затем уведомления о присоединении следует направить всем контрагентам. Эта процедура законодательством не установлена, но необходима, чтобы Ваши партнеры оперативно внесли соответствующие изменения в свой документооборот (договорные, отчетные, платежные документы).