ещё
свернуть
Все статьи номера
4 , Апрель 2015
Быстрые решения. Продажи

Как снизить потери груза и количество краж при его перевозке практически до нуля

Анатолий Мамедов, Генеральный Директор компании «Девон-альянс», Саратов
Ваш коллега удачно сочетает технические средства и управленческие инструменты

Справка

ООО «Девон-альянс»
Сфера деятельности:
складская логистика и девелопмент
Территория: головной офис расположен в Саратове, филиал находится в Краснодаре
Численность персонала: 350
Годовой оборот: 340 млн руб. (в 2014 году)
Подписчик журнала «Генеральный директор»: с 2012 года

При доставке груза через посредников возникают три проблемы:

1. Потеря качественных характеристик (порча) груза.

2. Несвоевременность (задержка или преждевременность) доставки груза.

3. Хищение груза или халатность при приеме-передаче, оформлении документов.

Нам удалось найти механизмы, которые способны если не устранить каждую из этих проблем, то по крайней мере минимизировать негативные последствия.

1. Потеря качественных характеристик (порча) груза. Урегулировать взаимоотношения с исполнителями в подобных случаях нам помогает соглашение об уровне сервиса SLA (англ., Service Level Agreement). В нем закреплены критерии соответствия тендерных и договорных характеристик транспортных средств и логистической инфраструктуры специфике грузов.

Чтобы предотвратить спорные ситуации, можно использовать механические средства: индикаторы падения (опрокидывания) грузов, климатические индикаторы. Как правило, с их помощью несложно определить, на каком участке произошли нарушения, и наказать виновных штрафами. Индикаторы порчи груза могут быть одноразовыми (крепятся непосредственно на груз, стоят 100–200 руб.) или многоразовыми (устанавливаются внутри или снаружи транспортного средства, стоят дороже).

Также хороший эффект дает приемка и отправка груза совместно с представителями компании-партнера. В процессе приемки-передачи мы составляем подробный акт, ведем фото- и видеосъемку. Если видим нарушения, уведомляем об этом виновника немедленно. Кроме того, мы, например, отправляем заказчику электронное письмо с приложением фото- и видеоотчета.

Еще одна мера, способствующая сохранности грузов, – внедрение KPI по качеству, которых в нашей компании около 50. Их уровень задают наши клиенты. Стремление выполнить показатели эффективности положительно влияет на качество процесса. Укажу основные KPI:

  • количество складского брака;
  • количество груза, хранимого с нарушениями;
  • количество ошибок при отгрузке;
  • количество единиц транспорта, обработанного с превышением нормативов;
  • количество единиц транспорта, поданных с нарушением графика;
  • количество корректировок в заявке;
  • количество нарушений требований охраны труда.

Все действия, относящиеся к KPI, фиксируют ответственные лица (с нашей стороны – руководитель службы складской логистики, а со стороны клиента – ответственный менеджер). По итогам месяца составляется отчет и проводится встреча с клиентами. Цель – обсудить вопросы нашего взаимодействия. На встрече, как правило, присутствуют представители всех участников цепочки (например, складской оператор и транспортный провайдер). По итогам совещания оформляется протокол, в котором фиксируются показатели и иная важная информация.

2. Груз задерживается или приходит с опережением. В данный момент мы налаживаем сотрудничество с компанией, координирующей все участки транспортной цепи. В договоре с ней прописали обязательства по соблюдению сроков с минимальной возможностью списать сбои на форс-мажор. При выборе компании прежде всего нужно учитывать, способна ли она обеспечить мультимодальность и бесперебойность перевозок. Чем компания будет для этого пользоваться – не важно. Главное, чтобы она несла ответственность за весь процесс.

Ранее мы пытались применять информационные онлайн-системы для отслеживания грузов, но польза от них была сомнительной: мы можем видеть, где находится груз, но не в состоянии ускорить его движение. Например, признанная система just-in-time (англ., точно в срок) хороша лишь тогда, когда это ключевая компетенция компании и Вам за это дополнительно платят. Иногда устранение такого недочета, как опоздание на пять минут, не стоит прилагаемых Вами усилий и затрат.

3. Хищения и халатность. Чем ценнее груз, тем больше технологий и защитных мер потребуется для его сохранности. Но не следует слишком перестраховываться. Так, груз стоимостью 1 млн руб. перевозят на паллете весом в одну тонну. Паллету сложно вскрыть, но груз все равно страхуют, привлекают вооруженную охрану, ставят спутниковую сигнализацию и пр. Процесс перевозки становится слишком дорогим.

Мы поступаем иначе. Жестко определяем объем прав и обязанностей в договорах, разграничиваем полномочия между подразделениями, участвующими в процессе движения груза. К примеру, если ценный груз должна сопровождать вооруженная охрана, которую, в свою очередь, выбирает отдел безопасности, то и ответственность также несет отдел безопасности, а не логисты.

Лучшая защита от мошенничества с точки зрения соотношения «цена/качество» – это банальное пломбирование, желательно силовое (болтового или тросового типа, несущее также функцию замка, демонтаж которого возможен только при помощи специальных средств), с индикацией вскрытия. Системы спутникового слежения GPS или «Глонасс» и видеонаблюдение – также полезные инструменты; конечно, они не предотвратят хищение, зато помогут собрать информацию: опасные участки пути, остановки фур и пр.

Некомпетентность персонала не менее опасна. Так, кладовщик может дать печать водителю (чтобы самому не выходить на мороз пломбировать груз), а у того могут быть на него свои виды. Невнимательное оформление сопроводительных документов может привести к излишкам или недостачам, а значит, к материальному ущербу, так как формально груза без документов не существует. Страховка не покрывает такие случаи. Чтобы их избежать, следует тщательно прописывать процедуры приема-передачи и документального оформления.

Результаты. Приемка и отправка груза в присутствии представителей компании-партнера позволили нам снизить порчу грузов практически до нуля.

 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте www.e.gd.ru).