Восемь способов сказать сотрудникам спасибо за работу
Почему сотрудникам стоит говорить спасибо за выполнение их непосредственных обязанностей
Что сделать, чтобы похвала осталась в памяти
Чем, кроме добрых слов, можно выразить благодарность
Также Вы прочитаете
Как говорят спасибо сотрудникам Ваши западные коллеги
25% всех сотрудников хотели бы получать благодарность за свою работу; особенно этого ждут топ-менеджеры и рабочие (см. рисунок). Однако на большинстве предприятий (80%) говорить спасибо не принято.
В книге «1001 способ поощрить работника» изложен опыт западных руководителей. Например, в Министерстве обороны США начальник решил похвалить подчиненного за проведение важного мероприятия. Он взял лист бумаги, сложил пополам, на внешней стороне написал «Браво!», а внутри – несколько теплых слов. Потом вызвал подчиненного и вручил ему бумагу; тот прочитал текст, опустил глаза и выбежал из кабинета. Оказалось, ему не терпелось показать всем коллегам этот лист со словами благодарности. Еще один пример выражения признательности, которое запоминается надолго, демонстрирует компания Hewlett-Packard. Как-то в кабинет директора ворвался служащий с известием о том, что наконец решена проблема, над которой его отдел бился несколько месяцев. Тогда руководитель, чтобы отблагодарить сотрудника, схватил со стола что было под рукой – банан – и вручил подчиненному со словами: «Хорошая работа!». С тех пор в компании вручается награда «золотой банан» (см. также: Как говорят спасибо сотрудникам Ваши западные коллеги).
В этой статье мы собрали несколько примеров из российской практики. Узнайте, как говорят спасибо подчиненным Ваши коллеги, – возможно, какой-то из этих методов Вы станете использовать в общении со своими сотрудниками.
Как говорят спасибо сотрудникам Ваши западные коллеги
В компании Metro Motors фамилия лучшего работника месяца высвечивается на электронном табло над входом.
Подразделение мобильной связи Bell Atlantic называет узлы сотовой связи в честь лучших сотрудников.
В корпорации Xerox, когда хвалят работника, в коридоре звучит звонок.
В компании Cobb EMC руководители, если узнают, что один из сотрудников сделал что-то на отлично, пишут «Спасибо!» или «Хорошая работа!» на оборотной стороне визитки (их всегда носят с собой) и вручают ее подчиненному.
Основатель компании Colin Service Systems раздает в коллективе конфеты с надписью «Спаситель».
В компании Busch Gardens-Tampa работники, отлично обслуживающие клиентов, сразу же получают от руководителя лотерейные карточки, по которым разыгрывается множество призов.
По материалам книги Боба Нельсона «1001 способ поощрить работника» (М.: Вильямс, 2007)
Способ 1
Сладости и фрукты для женского коллектива
Степан Еремин Руководитель швейно-производственного предприятия Svart, Новосибирск
Справка
Svart
Сфера деятельности: производство спортивной одежды с возможностью нанесения различных изображений
Численность персонала: 8
Годовой оборот: 4 млн руб. (в 2012 году)
В периоды интенсивной работы, когда выполняются срочные и крупные заказы, я стараюсь благодарить сотрудниц за то, что они выдерживают темп и ответственно подходят к делу. Поскольку коллектив у нас женский, свою признательность я выражаю в том числе с помощью фруктов и сладостей. Например, в этом году я добавил к «спасибо» первую клубнику (летняя погода у нас запоздала примерно на месяц, так что ягоды были особенно долгожданными). При этом я говорю примерно такие слова: «Девушки, вы все молодцы! Спасибо, что так хорошо работаете. Давайте еще немного поднажмем и выполним этот заказ в срок. А чтобы поддержать боевой настрой, я принес вам угощение».
Способ 2
Эмоциональная похвала на фоне обычной сдержанности
Кирилл Гуляев Генеральный Директор Первого полиграфического комбината, Красногорск (Московская область)
Справка
ООО «Первый полиграфический комбинат»
Сфера деятельности: редакционно-издательская подготовка, печать, доставка и распространение полиграфической продукции
Численность персонала: 630
Годовой оборот: 100 млн долл. США (в 2012 году)
Обычно при общении я сохраняю спокойствие, но если хочу кого-то отметить, то разговариваю более эмоционально: «Ух ты, как здорово придумал!», «Ого, молодец какой – как быстро ты все выполнил!», «Вот это да! Как ты смог так договориться с поставщиком?». Эмоциональное одобрение очень вдохновляет сотрудников вне зависимости от занимаемой ими должности – я наблюдаю одинаково позитивную реакцию и у рабочих, и у топ-менеджеров. Сотрудник должен почувствовать, что его достижение мне интересно и важно не просто как официальному лицу (Генеральному Директору), а как обычному человеку и специалисту в той же сфере. Я точно знаю, что моя тактика приносит плоды: недавно в этом признались топ-менеджеры. До моего прихода их никто не хвалил за хорошие результаты, зато за любую оплошность следовало наказание. Теперь атмосфера на предприятии стала более комфортной.
Способ 3
Личная благодарность Генерального Директора и двухнедельный отпуск вдобавок
Александр Шапошников Генеральный Директор сети магазинов детских товаров «Любимые дети», Братск
Справка
ООО «Любимые дети»
Сфера деятельности: продажа товаров для детей
Территория: головной офис – в Братске, магазины – в 14 российских городах
Численность персонала: 850
Годовой оборот: свыше 4 млрд руб. (в 2012 году)
У меня есть привычка каждый день благодарить кого-то из сотрудников – утром, когда прохожу по всем кабинетам центрального офиса и со всеми здороваюсь, отмечаю тех, кто накануне хорошо выполнил какое-либо задание, и говорю им спасибо. Благодарность становится весомее, когда подкреплена хорошим подарком. Поэтому лучшему продавцу и лучшему управляющему сети за добросовестную и эффективную работу по итогам года компания дарит сертификат на туристическую поездку. Традиционно это двухнедельное путешествие в Таиланд в любое удобное для отличившегося сотрудника время. Если он хочет поехать вместе с близкими, то за остальных членов семьи платит сам, а его проезд и проживание полностью оплачивает наша компания.
Способ 4
Поощрение в виде посещения выставок и обучения за рубежом
Яна Малыгина Генеральный Директор и совладелец московского подразделения группы компаний Hall Oscar
Справка
Hall Oscar
Сфера деятельности: продажа мебели и предметов интерьера премиум-класса
Численность персонала: 20 (в московском подразделении)
Подписчик журнала «Генеральный Директор»: с 2007 года
В благодарность за особые заслуги сотрудники получают возможность отправиться в зарубежные командировки – на профильные выставки и на фабрики, которые являются нашими поставщиками (их более 250). Отраслевые выставки проходят несколько раз в год – в Милане, Кельне и Париже; поездки на предприятия мы организуем 3–4 раза в год. Обучение сотрудника за деньги компании в рабочее время, на мой взгляд, – лучший подарок для него. Ведь полученные знания останутся с человеком навсегда, даже если он уволится.
Способ 5
«Спасибо» в присутствии коллег
Вадим Шлыков Генеральный Директор и владелец торговой компании Xianyu Trading (Shanghai) Co Ltd. (XTS), Шанхай (Китай)
Справка
Xianyu Trading (Shanghai) Co Ltd. (XTS)
Сфера деятельности: поставка российских, армянских и молдавских алкогольных напитков и минеральной воды на китайский рынок
Численность персонала: 10
Годовой объем продаж: 24 тыс. дкл (в 2012 году)
Лучшим поощрением для китайского сотрудника всегда будут деньги. А если эти деньги (разовая премия или прибавка к зарплате) будут еще и подкреплены публичным одобрением, то человек будет настолько воодушевлен работой на свою компанию, что можно будет контролировать его не четыре раза в сутки, а два раза в неделю.
Менее приятной, но очень важной для китайского сотрудника будет одна только (без денег) публичная похвала за «трудовой подвиг», пусть даже маленький. Допустим, я хочу поблагодарить секретаря за то, что она составила отличное расписание встреч с клиентами и контрагентами во время выставки – те, кто не должен знать друг о друге, не встретились. Тогда я прошу всех в офисе отвлечься на минуту, приглашаю секретаря подойти, рассказываю, в чем она отличилась, и выражаю признательность за хорошую работу.
Способ 6
«Спасибо» в присутствии родственников
Виталий Тумаркин Генеральный Директор и собственник компании «Евроресурс», Санкт-Петербург
Справка
ООО «Евроресурс»
Сфера деятельности: выпуск огнезащитных изделий
Численность персонала: 12
Годовой оборот: около 50 млн руб. (в 2012 году)
Раз в полгода мы вместе выезжаем за город в выходной день, чтобы отдохнуть на берегу озера, подышать свежим воздухом, пожарить шашлыки и поговорить на нерабочие темы. Сотрудники приезжают с семьями. Я пользуюсь этим, чтобы сказать о каждом несколько добрых слов. Если поблагодарить в присутствии близких, это повышает значимость человека в его семье. Чтобы «спасибо» прозвучало искренне и никто не остался обижен, важно соблюдать несколько правил.
- Нужно хорошо отозваться о каждом.
- Благодарность должна быть правдивой: если того, кто вечно срывает сроки, Вы похвалите за своевременное выполнение задач, сотрудник решит, что Вы над ним смеетесь или делаете замечание в такой странной форме.
- Лучше соблюдать краткость – достаточно пары непринужденных фраз.
Способ 7
Материальная помощь в сложных обстоятельствах
Елизавета Мендалева Управляющий директор ресторана «Шервуд», Святогорск (Украина)
Справка
ЧП «Шервуд»
Сфера деятельности: общественное питание
Численность персонала: 34
Я стараюсь быть в курсе жизненной ситуации своих сотрудников. Когда муж одной официантки потерял работу, семья оказалась в бедственном положении, потому что больше не могла выплачивать кредит. Тогда я заняла деньги у предприятия (долг официально числился за мной), а с сотрудницей договорилась, что она будет их мне возвращать понемногу из своей зарплаты так, как ей удобно. То есть я не требовала вернуть деньги к определенному сроку или отдавать какую-то часть долга каждый месяц. Так я поступаю всегда: реальная поддержка в сложных ситуациях – это и есть моя благодарность за хорошую работу.
Способ 8
«Спасибо» дороже всего, если оно от взыскательного клиента
Яна Малыгина Генеральный Директор и совладелец московского подразделения группы компаний Hall Oscar
Слышать «спасибо» особенно приятно от клиентов. Я всегда сообщаю об этом сотрудникам – это значимый способ отметить отличную работу. Недавно был такой случай: заказчик, чрезвычайно занятой бизнесмен, прислал мне поздно вечером SMS со словами благодарности. Доставленная клиенту в тот день мебель превзошла его ожидания, и он просил передать спасибо дизайнеру и сборщикам. Признательность требовательного и не склонного к лишним эмоциям клиента (заказ оплачен, разве результат должен быть другим?) дорогого стоит. Первое, что я сделала утром, это передала его слова сотрудникам, участвовавшим в выполнении заказа.
Еще по теме
- Статья «Как составлять регламенты, чтобы они работали». Ошибка многих руководителей заключается в том, что они пытаются создать регламенты для всех процессов, тогда как составлять их имеет смысл только для самых важных процедур, а также для процессов, с которыми возникают проблемы.
- Статья «Как вырастет производительность, если правильно организовать рабочее место». Наведение порядка на рабочих местах может увеличить производительность на 30%. Чтобы этого добиться, надо пройти пять этапов.