ещё
свернуть
Все статьи номера
12 , Декабрь 2013
Регионы и рынки

Рейтинг российских регионов: где заниматься бизнесом в 2014 году

Андрей Школин, Генеральный Директор рэнкингового агентства Allbillionaires, Москва
Настало время подвести итоги года и спланировать дальнейшее развитие.
Если Вы предполагаете расширить присутствие на рынке и освоить новые территории, эта публикация поможет выбрать верное направление.
Представляем Вашему вниманию рейтинг привлекательности российских регионов

Справка

Андрей Школин окончил МГИМО. В журнале «Финанс» прошел путь от корреспондента до заместителя главного редактора. Отвечал за подготовку рейтингов и рэнкингов «500 миллиардеров», «500 крупнейших компаний», «Компании дороже 1 млрд долл. США», «Семейные бизнесы». С 2011-го – заместитель главного редактора портала Slon.ru, с 2012-го – главный редактор проекта ThinkTwice.ru. В 2013-м открыл рэнкинговое агентство Allbillionaires.

Методика подсчета

Рейтинг составлен на основе шести комплексных показателей, имеющих одинаковый вес. Регионы ранжированы по сумме коэффициентов; кроме того, в таблице указано место, которое занял тот или иной регион по отдельному показателю. Например, Москва (лидер списка) благодаря высокой концентрации населения заняла первые места по рабочей силе и обоим видам спроса, однако из-за так называемого эффекта высокой базы показала относительно небольшую динамику экономического роста. Каждый показатель рассчитывался по своей формуле.

1. Рабочая сила. Формула расчета показателя учитывает численность экономически активного населения (чем больше жителей, тем проще найти специалистов), квалификацию кадров (принимается во внимание количество людей со средним и высшим образованием), а также стоимость труда. Например, хотя рабочая сила в Москве и дорога, здесь можно подобрать любых специалистов.

2. Наличие спроса на повседневные товары. Объем любого рынка зависит в первую очередь от количества потенциальных потребителей. Даже компания Apple не сможет продать айфоны на необитаемом острове. Но было бы неправильно при оценке российских регионов обращать внимание только на число внутренних потребителей. Ведь чтобы продать товар в Москве, не нужно строить производство в дорогом во всех смыслах столичном регионе. Выгоднее присмотреть площадку во Владимирской, Ивановской или Калужской областях. Другой важный аспект – средний доход на душу населения; этот параметр позволяет ответить на вопрос, насколько потенциальные клиенты платежеспособны. Оставшиеся показатели говорят о настроениях потребителей, стоимости жизни в регионе и привычке людей тратить деньги. Например, москвичи за полгода потратили на продукты питания (в пересчете на одного человека) почти 80 000 руб. А житель Ингушетии – всего 5758 руб. Зато рынок розничной торговли в этой республике быстрее всего растет.

3. Наличие спроса на товары длительного пользования. Те же показатели объема и динамики рынка, а также привычки ходить в магазин дополнены уникальными компонентами. Во-первых, долей людей с зарплатой выше средней по региону. Во-вторых, тяжестью кредитной нагрузки, которую взвалило на себя население: человек с большим кредитом вряд ли будет есть меньше, а вот покупку нового телевизора или телефона отложит.

4. Состояние экономики в регионе. Прилив поднимает все лодки – гораздо лучше вложить деньги в регион, который находится на подъеме, чем попасть в провинцию со стагнирующей экономикой. Для определения этого показателя выбраны три компонента и оценена их динамика за прошедшие полгода, а также за периоды января – июня предыдущих трех лет. Лидером оказалась Астраханская область.

5. Инфраструктура. При расчетах учтена плотность транспортной сети, а также стоимость недвижимости. Статистика, касающаяся ставок аренды или цен на офисную недвижимость во всех регионах, отсутствует; игроки этого рынка следят за состоянием дел только в городах-миллионерах. Однако в ходе исследования выяснилось, что стоимость офисной недвижимости (особенно ее покупки) в целом коррелирует с ценами на первичном рынке жилья.

6. Региональная налоговая политика. Субъекты РФ могут влиять на ставки трех налогов:

  • транспортного (в рейтинге учитывались ставки для легковых и грузовых автомобилей мощностью от 100 до 150 л. с.);
  • на имущество организаций;
  • на прибыль.

Но далеко не все губернаторы прибегают к фискальным мерам стимуляции региональных экономик. Даже там, где предусмотрены налоговые льготы, воспользоваться ими можно, только пройдя заведомо коррупционные процедуры конкурсного отбора. Это единственный комплексный показатель, который рассчитывался путем собственных экспертных оценок. Особое внимание уделялось тому, насколько просто получить льготы и сколь широк их охват, то есть каково потенциальное число тех организаций, которые могут воспользоваться послаблениями.