ещё
свернуть
Все статьи номера
3 , Март 2015
Быстрые решения. Финансы

Как не дать налоговикам изучить звонки директора

Шалва Кварацхелия, Специалист департамента юридического консалтинга компании «Аудэкс», Казань
Детализация звонков, по мнению контролеров, основной способ, подтверждающий расходы компании на связь. Не соглашайтесь с этим…

Справка

ООО «Аудэкс»
Сфера деятельности: услуги в области аудита, консалтинга, бухучета, оценки и информационных технологий
Численность персонала: 120
Место в рейтинге: входит в топ-50 аудиторских компаний 2014 года (версия журнала «Коммерсантъ. Деньги»)

Инспекторы могут запросить детализацию звонков, сделаных руководителем с корпоративного мобильного телефона. Следующие доводы помогут защититься от контролеров.

1. Каждый имеет право на тайну телефонных переговоров. Это право предусмотрено статьей 23 Конституции РФ (ограничение допускается лишь по решению суда). Под тайной подразумеваются сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры (определение КС РФ от 02.10.2003 №345-0). Следовательно, информация о Ваших звонках относится к охраняемой законом тайне. Кроме того, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит перечень госорганов, имеющих право доступа к информации о телефонных переговорах. Налоговиков в списке нет.

2. Представить детализацию звонков компания может только по собственной инициативе. В статье 252 Налогового кодекса РФ сказано, что компания обязана обосновать и документально подтвердить затраты. Но не указано, какие именно документы нужно представить. Значит, детализация звонков может быть передана лишь по инициативе фирмы. Суды поддерживают это мнение (см. постановление ФАС Московского округа от 03.06.2009 №КА-А40/4697-09-2).

Пример. В ходе проверки «Компании «Евразийская группа» налоговики решили, что она неправомерно уменьшила прибыль на расходы по оплате мобильной связи сотрудников, в том числе во время их нахождения в роуминге. Контролеры требовали детализацию, которая бы доказала, что переговоры были связаны с производственными нуждами. В результате фирме начислили недоимку по налогу на прибыль. Руководство компании подало иск в суд. Выиграть помогли такие доводы.

  • Обоснованность затрат подтверждают первичные платежные документы, однако выписка оператора сотовой связи к таковым не относится.
  • Допуслуги – неотъемлемая часть услуг связи. Роуминг не может предоставляться отдельно. Оплата за него указана в счете оператора связи.

Суд решил, что инспекторы не имели права запрашивать детализацию разговоров сотрудников даже для подтверждения расходов на связь (постановление ФАС Московского округа от 06.08.2009 №КА-А40/7416-09). Представление информации о своих звонках – добровольное решение руководителя. Отказ не является основанием для увеличения налога на прибыль.

 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте www.e.gd.ru).