ещё
свернуть
Все статьи номера
12 , Декабрь 2015
Быстрые решения. Персонал

Двадцать способов наказать сотрудника, не прибегая к денежным штрафам

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье
Как в девелоперской компании «Химки групп» с помощью наказаний формируют полезные привычки у сотрудников
Чем заменил штрафы за опоздания Генеральный Директор компании «Лат»
Какие антинаграды ждут нарушителей в креативном агентстве Skorpa Media
Почему для сотрудников дизайн-хостела «Тайга» каждая минута опоздания умножается на два с последующей отработкой

Недавно Национальный союз кадровиков опросил 526 российских работодателей, чтобы выяснить их отношение к отрицательной мотивации персонала. Ответы респондентов показали, что наказания пользуются успехом:

  • 79% заявили, что наказания полезны в отношении отдельных сотрудников, в исключительных случаях, в небольших дозах;
  • 15% считают, что без наказаний невозможно управлять людьми (особенно в России);
  • 6% убеждены, что наказания – лучший способ мотивации.

На практике 88% компаний наказывают сотрудников систематически или время от времени (см. также рис. 1 и 2). В статье Ваши коллеги рассказывают, как они реагируют на проступки сотрудников и нарушения дисциплины.

Опыт практика
Наказание должно формировать полезные привычки

Дмитрий Котровский Партнер девелоперской компании «Химки групп», Химки (Московская область)

Справка

ЗАО «Химки групп»
Сфера деятельности: девелопмент, строительство жилья и спортивно-образовательной инфраструктуры
Численность персонала: 150
Объем девелоперского портфеля: 150 000 кв. м

Мы не наказываем сотрудников рублем, поскольку в этом случае страдают не только они, но и члены их семей. Урезая доход, работодатель может лишить детей и других иждивенцев лекарств, еды и пр. Мы действуем иначе.

Подготовка офиса к началу рабочего дня. За систематические опоздания сотрудник получает «почетное право» месяц приходить на час раньше, взяв на себя функцию подготовки офиса – от мытья полов до проверки состояния техники и наличия расходных материалов на складе.

Мониторинг новостей. Однажды сотрудник показал свое незнание цен в одном из районов Москвы. По мнению руководителя отдела продаж, менеджеры должны демонстрировать глубокое знание всех сегментов рынка и понимание хотя бы основных процессов в экономике страны. Теперь этот сотрудник каждое утро обязан читать новости в деловых интернет-ресурсах (минимум пять заметок) и рассылать наиболее интересную информацию коллегам по электронной почте, а они, в свою очередь, должны давать свою оценку новости. Такое наказание расширяет кругозор и формирует привычку быть в курсе рыночных, экономических и политических трендов, влияющих на рынок недвижимости.

Уменьшительно-ласкательное эссе. Одна наша сотрудница, менеджер по продажам, при общении с клиентами любила использовать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «окошечки», «ключики», «домики», «цветочки». С учетом возраста и социального статуса клиентов такое «щебетание» могло только раздражать. Несколько предупреждений не подействовали. Чтобы искоренить вредную привычку, причем не только у сотрудницы, но и у ее коллег, мы дали всем такое задание: написать эссе на двух листах, состоящее исключительно из слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Некоторые сдались на половине страницы. Все убедились, как нелепо это звучит.

Опыт практика
Выполнение неприятных обязанностей эффективнее штрафов

Вячеслав Голубев Генеральный Директор компании «Лат», Москва

Справка

НАО «Ассистанская компания «Лат»
Сфера деятельности: информационная, техническая, экспертная и правовая помощь для автомобилистов по урегулированию происшествий с транспортными средствами
Численность персонала: более 350

Наказания нужны, чтобы мотивировать сотрудников на выполнение определенных задач или соблюдение условий. Поэтому, прежде чем наказывать, следует точно поставить задачу и объяснить неизбежные последствия в случае ее невыполнения.

В моей компании возникла проблема, знакомая многим, – постоянные опоздания сотрудников на встречи и совещания. Тогда я стал назначать встречи, например, на 9 часов 11 минут. Такой временной регламент подчеркивает ценность каждой минуты и настраивает сотрудников на точность.

Если сотрудник опаздывает, его ждет наказание, но не штраф. Гораздо эффективнее выполнение неприятных обязанностей, например мытье полов с фотоочетом на стенах офиса. Кроме того, мы прибегаем к такой мере наказания, как простановка печати на всех фирменных бланках. Задача рутинная – надо потратить 15 минут за 1 минуту опоздания (см. также Необычные методы наказаний сотрудников). Мы хотели показать сотрудникам, что проще прийти вовремя, чем тратить свои усилия на то, чего им делать абсолютно не хочется.

Необычные методы наказаний сотрудников

1. Мытье посуды. В одной крупной компании сотрудники до начала рабочего дня пьют вместе чай и кофе. Опоздавшие моют посуду.

2. Работа с личного телефона. В консалтинговой фирме менеджер, который при общении с клиентом не выяснил важные детали, должен перезвонить ему с личного телефона.

3. Новый участок работы. Если торговый представитель не соблюдает стандарты продаж, его переводят на другой участок, где приходится начинать все сначала.

4. Потерял одного – приведи десять. Если клиент торговой компании уходит по вине продавца, последний должен привести десять новых.

5. Рисование шаржей. На производственном предприятии рабочим разрешено уходить на перекур два раза за смену в определенное время. Нарушителей заставляют в свободное время рисовать стенгазету о вреде курения с шаржами на самих себя.

6. Привлечение к физическому труду. В торговой компании за невыполнение дневного плана по звонкам сотрудники-мужчины за час до окончания рабочего дня отправляются на склад переносить товар.

7. Позорная бандана. В одном из кафе опоздавший сотрудник всю смену носит бандану с надписью «Я злостный опоздун».

8. Рутина за грубость. За некорректное общение с посетителем менеджеры банка остаются после смены и вносят в систему данные заполненных вручную анкет клиентов.

По материалам Светланы Воропаевой, директора тренингового центра, носящего ее имя (Воронеж)

Важно, чтобы сотрудники понимали: наказание неизбежно для всех без исключений. Я первым нарушил временной регламент – специально, чтобы показать, что наказание не минует никого. В результате через три месяца опоздания были сведены в компании к минимуму.

Если Вы хотите увидеть положительные перемены, нужно стать примером для сотрудников.

Опыт практика
Антинаграды для нарушителей дисциплины

Кирилл Головий Аккаунт-директор креативного агентства Skorpa Media, Москва

Справка

ИП Скороходов Р. Г. (Skorpa Media)
Сфера деятельности: организация и проведение мероприятий, продвижение брендов в соцсетях, планирование, разработка и реализация креативных решений
Численность персонала: 7
Количество реализованных проектов: 12
Рост годового оборота: в 2,2 раза (по сравнению с 2014 годом)

Наряду со стандартной системой штрафов в нашей компании используются антинаграды.

Счетчик Гейгера. На рабочий стол сотрудника, чье поведение не поддается вразумительному объяснению, ставится счетчик Гейгера. Он напоминает коллегам о «радиоактивной обстановке вокруг объекта».

Месть Мойдодыра. Работник, который оставил в раковине грязную чашку или тарелку, должен три дня мыть посуду за всеми.

Немое порицание. Вместо крика я обычно спокойно смотрю на провинившегося сотрудника и тоном сожаления и разочарования говорю: «Очень плохо». В этот момент взрослый человек осознает всю степень своей вины. Многие даже предпочли бы, чтобы на них накричали, нежели услышать от шефа это ледяное «очень плохо». Весьма действенный инструмент!

Опыт практика
Опоздал? Отработай вдвойне!

Алена Енова Директор и собственник дизайн-хостела «Тайга», Санкт-Петербург

Справка

ИП Енова А. Ю. (дизайн-хостел «Тайга»)
Сфера деятельности: хостел
Численность персонала: 15
Среднегодичная заполняемость хостелов: 85%

Сотрудники наших хостелов работают посменно, и на пересменах нередко случались опоздания. Чтобы не разбираться в каждом отдельном случае, я придумала, как сделать опоздания невыгодными. Время опоздания без уважительной причины умножается на два – именно столько времени провинившийся сотрудник должен своему коллеге, который из‑за него задержался на работе. Опоздал на 15 минут – обязан отработать полчаса.

Подобный подход позволил сразу убить несколько зайцев. Во-первых, это практически решило проблему опозданий (никому не хочется работать в два раза больше); во‑вторых, разгрузило руководителя (теперь у него высвободилось время, чтобы заняться более важными делами) и бухгалтерию (каждый раз высчитывать часы опозданий – муторная работа, а при новом методе отработанное время остается одинаковым: недоработанные часы в одну смену сотрудник компенсирует переработкой в другую).

Справка

НАО «МИРБИС»
Сфера деятельности: бизнес-образование
Территория: обучение проводится в Екатеринбурге и Ростове
Количество выпускников: 34 000 человек
Рейтинг: 3‑е место в списке лучших бизнес-школ России (2009 год; по версии рейтингового агентства Eduniversal)

Экспертное мнение

Тимур Кармазин Преподаватель бизнес-школы «МИРБИС», Москва; кандидат психологических наук

Некоторые руководители сетуют, что законодательство дает слишком мало рычагов воздействия. Действительно, диапазон допустимых наказаний ограничивается замечанием, выговором и увольнением. На мой взгляд, не стоит придумывать «креативные» наказания вроде спортивных отжиманий, оплаты коллективного обеда и пр. Это уже не добрая шутка, а оскорбление личности. Могу предложить более эффективные меры воздействия.

Угроза наказания. Неотвратимость взыскания порой действует сильнее, чем само взыскание. И не надо делать ни для кого исключений: замечание, три выговора и увольнение. Тогда коллектив будет уважать правила.

Лишение доверия. Если руководитель пользуется авторитетом, ему достаточно сказать: «К сожалению, я пока не могу на Вас положиться». Это мотивирует работника сильнее, чем штраф.

«Око за око». Если сотрудник периодически опаздывает, то не идите ему навстречу, если он, например, захочет отпроситься у Вас на «пять минут пораньше».

Лишение перспектив. Если работник систематически нарушает правила, открыто откажитесь инвестировать в его развитие.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте www.e.gd.ru).