Как в два раза увеличить объем выпуска без расширения штата и парка оборудования
Вместо увеличения персонала предприятие изменило организацию рабочего процесса
Справка
ГК «Вартон»
Сфера деятельности: производство профессиональных светодиодных светильников и оборудования
Территория: головной офис – в Москве; научно-производственный центр – в Богородицке (Тульская область); представительства – во всех регионах России, а также в Армении, Германии, Египте и других странах
Численность персонала: свыше 500
Объем выпуска: 1 млн изделий в год
Три года назад мы использовали конвейерный принцип сборки. Работники последовательно собирали блоки светильников, передавая по цепочке. Когда появились новые типы продукции, поняли, что нужны дополнительные конвейеры и люди. Чтобы решить проблему, изменили процесс сборки светильников.
Как действовали. Отказались от конвейерного принципа и сделали из каждого работника универсального сборщика. За два месяца оповестили персонал о нововведении. Затраты на обучение не потребовались: часть работников умели собирать светильники целиком. Остальных обучали в процессе работы. Сотрудников перемещали по этапам сборки, чтобы они научились выполнять каждую операцию.
Как мотивировали персонал работать по-новому. Вначале определили норматив времени на сборку каждого типа светильников. Замерили секундомером, сколько времени тратят лучшие сборщики. Вычислили, сколько светильников каждого типа нужно собрать за смену. Сделав дневную норму и отчитавшись, сотрудник может уйти домой независимо от того, во сколько именно выполнил план. Если сборщик хочет заработать дополнительно, он может остаться до конца рабочего дня и за каждый собранный сверх плана светильник получать деньги. Платим в два раза больше нормы за смену. Сборщиками работают в основном женщины, и для них возможность уйти пораньше – стимул досрочно выполнить план. Тем не менее подработать остаются многие сотрудники.
Результаты. Изменением принципа сборки мы добились следующих результатов:
- объем выпуска продукции вырос в два раза;
- производительность труда сборщиков увеличилась вдвое;
- средняя зарплата рабочих выросла на 30%;
- ассортимент продукции расширился в три раза – до 600 наименований;
- общий экономический эффект – 2 млн руб. в месяц.