ещё
свернуть
Все статьи номера
9 , Сентябрь 2016
Быстрые решения. Персонал

Пять способов зарядить энтузиазмом вялых и уставших сотрудников

Николай Новоселов, Директор компании ArtNauka, Москва

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье
Как могут расшевелить коллектив «сторонние эксперты» и где их брать
Что произойдет с сотрудниками, если внедрить подход «топ-5»
Зачем провоцировать людей задавать неудобные вопросы на совещаниях

Справка

Николай Новоселов окончил физический факультет Южного федерального университета. В 2011 году основал компанию ArtNauka.

ИП Новоселова Т.А. (ArtNauka)
Сфера деятельности: проведение сценических шоу, тимбилдингов и презентаций, основанных на научных экспериментах
Территория: головной офис – в Москве; представительства по франшизе – в восьми городах России
Численность персонала: 10
Количество проведенных шоу в год: 340

Вы заметили, как выросла скорость изменений в работе компаний? Глобальная конкуренция, стартапы заставляют компании «выстреливать» прототипы, идеи и решения. Команды работают не на износ, а на выживание.

Я заметил, что сотрудникам все сложнее сохранять драйв, а мне – мотивировать их к действию. За последние два года я перепробовал много инструментов, чтобы заставить персонал работать активнее. Расскажу о пяти способах, которые положительно повлияли на коллектив.

Способ 1. Заставляйте сотрудников принимать решения

Вовлеченность в работу возникает, если сотрудник реализует собственные мысли, а не выполняет «поручения партии». Противоположность этому – покорная исполнительность, когда человек делает то, что «спустили» сверху. Число подобных работников достигает 80%. Безынициативность начинается с малого: с перекладывания ответственности на Вас или на непосредственного руководителя. Сотрудники приходят и спрашивают совета по разным вопросам: например, где заказать воду для офиса или как быть с клиентом, который хочет красный шрифт, а не синий.

Работники будут провоцировать Вас дать ответ и радостно убегут с ним. Ведь это Вы решили. Ваша задача – не поддаваться на провокации. Сотрудники должны не просто приходить с проблемой, но и предлагать варианты ее решения либо находить их вместе с Вами.

Еще недавно я знал о каждом «чихе» клиентов. Сотрудники спрашивали совета буквально обо всем. С тех пор, как стал отклонять мелкие вопросы, которые персонал способен решать сам, эффективность работы выросла вдвое. Количество проектов выросло в два раза, а сотрудники берут ответственность за решения на себя.

Способ 2. Провоцируйте коллектив

Большая часть моего рабочего времени уходит на общение с сотрудниками. Я постоянно провожу личные встречи, работаю с проектными группами. Правда, инициативу проявляют не все (см. рис. 1). Обнаружил, что отличный способ побороть вялость коллектива – спровоцировать его. Для этого привлекаю «сторонних экспертов» – сотрудников из других отделов. Их задача – высказывать мнение и критику по любому поводу. Это побуждает проектную группу включиться в обсуждение, чтобы отстоять решение, оспорить неподходящие предложения «экспертов». 

По схожему принципу работаю с новичками компании. Приглашаю их на планерки наравне с опытными сотрудниками. Они обязаны поделиться мнением. Для этого сначала я даю возможность высказаться «старичкам», после чего передаю слово новеньким. Так они намного быстрее «раскачиваются»: спустя три-четыре недели вносят полезные коррективы в задачи. Инициатива и задор новичков подстегивают опытных коллег, не давая им отсиживаться в стороне.

Способ 3. Не перегружайте людей задачами

Чтобы синхронизировать работу над проектами, мы внедряли менеджер задач, календарь и другие подобные инструменты. Добились своего, но сотрудники стали гаснуть. Выяснилось, что, когда работник видит в календаре и органайзере 200 задач, пусть и по разным проектам, это морально подавляет.

Чтобы решить проблему, ввели инструмент для расстановки приоритетов «топ-5». На неделю выбираем для каждого отдела пять главных задач. Таким образом, фокус внимания людей сужается, они могут полностью отдаться решению выбранной проблемы. Цель на каждую неделю достижима, полученные результаты мотивируют двигаться дальше.

Через месяц я получил обратную связь от одного руководителя. Менеджер отметил, что производительность труда выросла, поставленные на неделю задачи выполнены. Сотрудники чаще предлагают решения, благодаря этому планерки стали вдвое короче.

Способ 4. Провоцируйте работников задавать неудобные вопросы

Критика и обратная связь – это, на мой взгляд, единственный способ понимать, что происходит в коллективе, и сохранять вовлеченность сотрудников. К сожалению, в компаниях либо не критикуют проекты, либо делают это в мягкой форме, чтобы не провоцировать конфликты. Считаю, что людям надо давать возможность «выпустить пар».

Участвуя в семинаре, я подсмотрел игровую методику, которая называется «сессия неудобных вопросов». Идея в том, чтобы люди могли услышать чужую критику и высказать свою. После обсуждения проекта или доклада предлагаю коллективу вместо уточняющих вопросов задавать неудобные. Например:

  • Почему компания вовремя получает расчет за прошлые контракты, но при этом не в состоянии найти деньги на новый инструментарий?
  • Почему мы работаем с подрядчиками, которые срывают сроки только потому, что они лично знакомы с директором?
  • Почему за сломанное оборудование отвечает весь коллектив, а не только сотрудники, ответственные за его сохранность?

Совет: узнайте, что чувствуют работники, «выбивайте» из них критику, заставляйте протестовать и спорить. Это снимает напряжение, нивелирует недомолвки, вытаскивает на свет затаенные обиды и несправедливости – все то, что приводит к вялости и безынициативности.

Справка

ГК «АвтоСпецЦентр»
Сфера деятельности:
официальный дилер марок Porsche, Audi, Infiniti, Nissan, Skoda и Citroёn
Территория: 11 дилерских центров – в Москве и Химках
Численность персонала: 2780
Годовой оборот: 52,61 млрд руб. (за 2015 год)
Позиция в рейтинге автомобильных дилеров России: 12-е место (по версии журнала «АвтоБизнесРевю», 2012)
Подписчик журнала «Генеральный Директор»: с 2006 года

Говорит Генеральный Директор

Владимир Моженков Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры», член совета директоров группы компаний «АвтоСпецЦентр», бизнес-тренер, Москва

Чтобы развивать у сотрудников активность и новаторство, я использую принцип «антишелленберг». Помните, в фильме «Семнадцать мгновений весны» был персонаж Шелленберг? Он поступал так: услышав идею, запоминал ее, а через некоторое время подавал как свою.

Суть моего принципа в следующем. Если хочу «подбросить» сотруднику идею, чтобы он сказал: «А что, если мы..?», то стараюсь в разговоре с ним невзначай обмолвиться о своем намерении что-то сделать. Через одну-две недели снова встречаюсь с работником и начинаю разговор на ту же тему. Он высказывает мысли, схожие с теми, которые я ему озвучивал ранее. В этот момент хвалю сотрудника за идею и предлагаю написать бизнес-план на полстранички, чтобы определить, какие ресурсы необходимы для ее реализации. Так одновременно достигаю двух целей:

  • повышаю самооценку и развиваю инициативу сотрудника;
  • культивирую в работнике ответственность за выполнение поставленных задач.

Способ 5. Научите сотрудников антрепренерству

Я стремлюсь к тому, чтобы сотрудники относились к работе как предприниматели. В этом случае они выступают не пассивными исполнителями, а новаторами. Чтобы этого добиться, создаю в организации небольшие внутренние стартапы. Вы придумали с сотрудниками новое направление, продукт или идею? Отлично, теперь «они придумали» и отвечают за это.

Приведу пример. Сотрудник предложил идею нового шоу, я поручил ему проработать ее воплощение. Он просчитал бюджет, нашел подрядчиков, площадку для выступления, инвентарь и действующих лиц. В этот период сотрудник стал главным человеком в проекте. Он задавался вопросами, которые ему раньше не приходили в голову, и решал их.

Стоит оговориться, что девять из десяти предложенных проектов будут провальными и Вам следует быть к этому готовым. Однако на выходе Вы получаете опытных и мотивированных работников, которые по-другому смотрят на бизнес-процессы и на свою роль в компании.

Справка

ООО «ИК «Окей Брокер»
Сфера деятельности:
инвестиционная компания
Численность персонала: 100

Рассказывает практик

Светлана Яковенко Директор департамента по работе с персоналом компании «Окей Брокер», Москва

Чтобы не допустить безынициативности в коллективе, следуйте трем правилам (см. также рис. 2).

Не приписывайте себе идеи подчиненных. Руководители часто присваивают идеи подчиненных. Если хотите иметь энергичных работников, поощряйте их высказывать мнение. Если идеи ценные, не скрывайте их авторства.

Всегда выполняйте обещания. Я много раз сталкивалась с ситуацией: «горит» проект, руководитель обещает сотруднику поощрение, а потом, посчитав расходы, «забывает» о своем обещании. Итог – равнодушные сотрудники. Помните о Ваших договоренностях. Сотрудник должен быть уверен: если он выйдет на работу в выходной или задержится, ему заплатят или предоставят отпуск.

Если обещали наказать – наказывайте. А вот другая крайняя ситуация. Руководитель ругает подчиненных, грозит уволить, наказать рублем, если они что-то не предпримут. Потом успокаивается, забывает об угрозах. Сначала люди пугаются, мобилизуются. Однако потом привыкают, перестают реагировать на требования.

Справка

Группа продуктов для кадровиков медиахолдинга «Актион-МЦФЭР»
Сфера деятельности:
выпуск журналов «Кадровое дело», «Директор по персоналу», электронной системы готовых решений для служб персонала «Система Кадры» (1kadry.ru)
Численность персонала: 50
Читательская аудитория: более 150 000

Экспертное мнение
Если у Вас безынициативные сотрудники, внедрите в команду прожектера

Леонид Мазурик Главный редактор журнала «Директор по персоналу», Москва

Чтобы расшевелить сотрудников, внедрите в коллектив предприимчивого, инициативного и находчивого человека – прожектера. Его задача – предлагать идеи, проявлять инициативу и побуждать к тому же коллектив, а Ваша – хвалить и поощрять за это. А чтобы идея сработала, соблюдайте правила.

1. Ищите прожектера среди сотрудников. Привлечь такого человека со стороны сложно. Сотрудник компании уже адаптирован, знает ее специфику и корпоративную культуру. Посоветуйтесь с руководителями других отделов, у них наверняка найдется сотрудник, который созрел для повышения в должности или решения сложных задач.

2. Составьте список требуемых качеств прожектера. Опишите необходимые качества и оцените по ним кандидатов. Например, коммуникабельность, самодисциплина, чувство юмора, настойчивость, умение структурно подходить к решению проблемы, кратко, логично и доступно излагать суть идеи. Избегайте конфликтных людей, вреда от такого прожектера будет больше, чем пользы.

3. Позаботьтесь о подстраховке. Велика вероятность, что сотрудник не приживется в коллективе. Поручите руководителю отдела продумать, как работнику проявить себя среди коллег с лучшей стороны и быстрее адаптироваться. Опишите характеры своих подчиненных, чтобы прожектер знал, как и с кем себя вести.

4. Заранее определите «правила игры». Задача прожектера – завоевать авторитет в коллективе и побуждать людей к генерации идей. Для этого предложите сотруднику сыграть роль защитника «слабых» от «злого шефа». Защищать коллег нужно на совещаниях. Суть: руководитель отчитывает провинившихся, а прожектер вступается за коллег. Перед этим договоритесь об условном знаке. Например, когда руководитель хлопнет ладонью по столу, прожектер прекратит спорить с ним, отстаивая идею коллеги.

5. Попросите прожектера предлагать сомнительные идеи и провоцировать критику. Такими «вбросами» прожектер побуждает сотрудников проявить активность, неформальный подход. Незаметно для коллег он вовлекает людей в принятие решений. Вам остается задавать наводящие вопросы: «А почему Вы так думаете?», «А что Вы предлагаете?»

6. Попросите прожектера вытягивать из сотрудников идеи и делать их рабочими. За молчанием, недовольством или скептицизмом персонала скрываются невысказанные идеи и желания. Задача прожектера – аккуратно их извлечь, например общаясь с работниками в курилках и на обеде. Следующий шаг – сделать идею рабочей. Пусть прожектер подхватит чужую полезную мысль, акцентирует на ней внимание коллег, а руководитель публично и искренне поблагодарит сотрудника за предложение. Обязательно наглядно демонстрируйте подчиненным положительное влияние их идей на результаты работы отдела. Так, на итоговых совещаниях выносите авторские идеи и предложения на обсуждение, «встраивайте» их в процесс реализации главных проектов, регулярно рассказывайте о результатах.

Еще 2 совета как взбодрить сотрудников:

Совет 1. Прием, который включит внутреннюю мотивацию равнодушных сотрудников

Совет 2. Как руководителю взять на вооружение методы дрессировки тигров

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте www.e.gd.ru).