ещё
свернуть
Все статьи номера
8 , Август 2018
Стратегия
Законодательство

Роспотребнадзор начал проводить контрольные закупки и проверки внепланово

Чем поможет статья: подготовиться к проверкам Роспотребнадзора, избежать штрафов налоговиков.

За питание сотрудников нужно платить налоги

Минфин считает, что если компания оплачивает питание работника, то это его доход в натуральной форме (письмо от 05.02.2018 № 0315—06/6579). Следовательно, из этого дохода компания должна удержать налог и перечислить в бюджет. ФНС в своем письме подтвердила, что компенсацию на питание сотрудникам нужно облагать страховыми взносами и НДФЛ.

Елена Иванова
Генеральный директор ООО «Новый Метод консалт», Санкт-Петербург

Можно ли не платить? Компания может прописать в коллективном договоре обязанность компенсировать работникам расходы на питание. Чтобы компенсацию не облагали взносами, она не должна зависеть от вклада сотрудника, его должности и успешного выполнения трудовой функции.

Налоговый кодекс указывает, что компенсации страховыми взносами не облагаются. Но, по мнению ФНС, оплата питания считается компенсацией, только если она предусмотрена законом. А если сотрудники получают возмещение по инициативе компании и оно предусмотрено только локальными актами, налогов и взносов не избежать.

Поэтому, чтобы не платить НДФЛ и взносы с денег, которые компания заплатила за питание работников, придется обратиться в суд.

Суды в таких спорах чаще поддерживают компании. Например, работодатель заключил с сотрудниками коллективный договор и ежемесячно выплачивал компенсацию на обеды в размере 5 тыс. руб. При этом компенсация на питание не зависела от условий и стажа работы, вклада в деятельность общества и наличия трудового договора.

Суд счел такие выплаты социальной поддержкой, которая не должна облагаться страховыми взносами (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.01.2018 № Ф09-8503/17).

Источник: письмо ФНС от 16.05.2018 № БС-4-11/9257

Когда документ вступил в силу: 16 мая 2018 года

Для кого актуально: генеральный директор

Налоговики могут запрашивать любую информацию и документы на встречке

Налоговики рассказали о новых правилах при встречных проверках. Когда ФНС проводит встречную проверку, инспекторы могут запрашивать у компаний и банков любые документы, которые последние обязаны предоставить. Теперь неважно, относится запрашиваемая информация к предмету проверки или нет. За отказ предоставить нужные бумаги компании будут штрафовать.

Давид Абрамян
Руководитель юридической практики компании «Прифинанс», Москва

Что изменилось? При встречной проверке инспекция запрашивает у компаний информацию об их контрагенте. Раньше руководители компаний считали, что не обязаны предоставлять налоговикам информацию и документы, которые не относятся к контрагенту.

Теперь ФНС заявила, что компания должна сразу предоставить все документы, а не оценивать их перечень в требовании. При этом запросить налоговики могут и внутренние документы компании, которые не относятся к проверяемому контрагенту. Например, трудовые договоры с сотрудниками. В случае отказа компанию оштрафуют на 10 тыс. руб. (п. 2 ст. 126 НК).

20
тыс. руб. — штраф за повторный отказ предоставить налоговикам информацию

В инспекции такой штраф оспорить невозможно. ФНС считает, что у компаний нет права оценивать, в какой степени документы относятся к деятельности контрагента. Разъяснений инспекторы также давать не обязаны. Чтобы оспорить штраф, компания может обратиться в суд, но суды чаще поддерживают налоговиков.

ФНС также имеет право запрашивать документы по контрагенту, которого не проверяет. Такие запросы мотивируют тем, что проверяют всю цепочку покупателей и поставщиков. Поэтому налоговики могут потребовать документы даже при проверке фирмы, с которой ваша компания не сотрудничала, если та была в цепочке контрагентов. Документы запросят по вашему поставщику или покупателю, хотя проверяют другую компанию.

Суды поддерживают позицию налоговиков о том, что можно требовать документы по всей цепочке сделки.

Помимо документов инспекторы могут потребовать предоставить другую информацию. Здесь их требования ничем не ограничены. Например, налоговики потребуют рассказать, как вы выбирали контрагента, размещал ли он рекламу, кто предложил заключить договор. Могут спросить о том, как перевозились и хранились товары, кто и на каких автомобилях их перевозил. Так инспекторы проверяют реальность сделок.

Запрос могут прислать и по конкретной сделке независимо от проверки контрагента (п. 2 ст. 93.1 НК). При этом подробности в запросе указывают не всегда. Иногда это только даты и номера счетов-фактур в рамках сделки, а информацию нужно предоставить по всей сделке. Суды считают, что данных счетов-фактур достаточно, чтобы конкретизировать сделку.

За отказ или неполные сведения компанию оштрафуют на 5 тыс. руб. (п. 1 ст. 129.1 НК). При повторном нарушении в течение календарного года штраф увеличится до 20 тыс. руб. (п. 2 ст. 129.1 НК). Оспорить такие штрафы сложно.

Источник: решение ФНС по жалобе от 12.04.2018 № СА-4-9/7037

Когда документ вступил в силу: 12 апреля 2018 года

Для кого актуально: генеральный директор

Роспотребнадзор может проводить контрольные закупки

Новый закон дал Роспотребнадзору возможность проводить контрольные закупки товаров, работ и услуг. Поводом для проверки станет любая жалоба от граждан, ИП, компаний или госорганов. При этом проверку могут провести без предупреждения, а штрафы достигают 300 тыс. руб.

Рустам Исмайлов
Директор департамента частного обслуживания ООО «3В Консалтинг», Москва

Что изменится? В основном контрольные закупки будут проводить внепланово. Плановые проверки проходят значительно реже: раз в три года. Внеплановую ревизию проведут при жалобе о нарушении потребительских прав. Закон не ограничивает количество таких проверок. Проверяющие могут приходить с проверкой или контрольной закупкой каждый раз, когда для этого будут основания.

Как проходит закупка? Контрольная закупка — новый вид проверки. В ходе такой проверки Роспотребнадзор выяснит, как в компании соблюдают торговые правила: выполняют ли санитарные нормы, пробивают ли чеки, не обманывают ли покупателей.

Во время контрольной закупки инспекторы покупают товары под видом клиентов. При жалобе потребителя на товар проверяющие закупят именно его. Также инспекторы могут использовать фото- и видеосъемку. Во время контрольной закупки присутствуют два свидетеля.

Представителю магазина сообщат о нарушениях, только если проверяющие обнаружат их. При этом контролер должен предъявить удостоверение и приказ о проведении контрольной закупки.

Как проходит внеплановая проверка? Роспотребнадзор проверяет, как оформлен «Уголок потребителя», предоставлена ли компанией информация о производителе товаров, верно ли заполнены ценники. Кроме того, инспекторы могут запросить договор аренды или свидетельство о праве собственности на помещения. Также потребуют медкнижки сотрудников и договоры на дезинфекцию помещений, вывоз мусора. В конце инспекторы осмотрят помещения на предмет соблюдения санитарных норм.

Какие санкции? По результатам проверки компании вынесут предписание об устранении недочетов. Оштрафовать компанию могут, даже если она устранит все нарушения. Если организация впервые совершила нарушение, то вместо штрафа ей вынесут предупреждение (ст. 4.1.1 КоАП). 

Что делать? Обратитесь в территориальное управление Роспотребнадзора с письменным запросом, чтобы получить список требований к торговой точке или к вашему виду деятельности. В случае штрафов обращайтесь в суд, чтобы оспорить их. В юридической практике более 80 процентов штрафов Роспотребнадзора можно отменить как безосновательные.

Источник: Федеральный закон от 18.04.2018 № 81-ФЗ

Когда документ вступил в силу: 18 апреля 2018 года

Для кого актуально: генеральный директор

Таблица штрафов Роспотребнадзора
НарушениеШтраф или другое наказание
ДиректорИПКомпания
Не соблюдены санитарные правила и гигиенические нормативы (ст. 6.3 КоАП)500–1000 руб.500–1000 руб. или приостановление деятельности на 90 дней10 000–20 000 руб. или приостановление деятельности на 90 дней
Не выполнены санитарно-эпидемиологические требования к жилым и общественным помещениям (ст. 6.4 КоАП)1000–2000 руб.1000–2000 руб. или приостановление деятельности на 90 дней10 000–20 000 руб. или приостановление деятельности на 90 дней
Нарушено требование технического регламента (п. 1 ст. 14.43 КоАП)10 000–20 000 руб.20 000–30 000 руб.100 000–300 000 руб.
Продавец обмерил, обвесил, обсчитал или иначе обманул потребителя во время продажи товара (п. 1 ст. 14.7 КоАП)10 000–30 000 руб.20 000–50 000 руб.
Потребителю не предоставлена достоверная информация о товаре, изготовителе или продавце (п. 1 ст. 14.8 КоАП)500–1000 руб.5000–10 000 руб.
Не выполнено в срок предписание об устранении нарушений (п. 1 ст. 19.5 КоАП)1000–2000 руб. или дисквалификация до трех лет10 000–20 000 руб.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте www.e.gd.ru).