ещё
свернуть
Все статьи номера
12 , Декабрь 2018
Лидерство
Команда

Зачем я превратил всех сотрудников в маркетологов

Что вы узнаете: еще один способ выживания в «алом океане» — сфере бизнеса с высокой конкуренцией.

Михаил Синюков, Генеральный Директор и владелец компании «Скай Лайн Консалтинг», Новосибирск

На рынке бухгалтерского и кадрового обслуживания в Новосибирске работает более 400 компаний. Как в условиях жесткой конкуренции увеличить приток новых клиентов и сохранить долгосрочные отношения с уже существующими? Ресурсов для найма маркетинговых специалистов у нас не было, поэтому мы решили действовать нестандартно.

Конечно, мы могли привлечь внешних экспертов для консультаций. Но внедрять их идеи все равно пришлось бы самостоятельно.

Кроме того, не каждый маркетолог способен понять специфику бизнеса. Также была опасность, что сотрудники воспримут предложения внешних специалистов как чужие. Мы поставили задачу создать такую корпоративную культуру, в которой маркетинг станет важной частью работы каждого сотрудника.

Мы поставили задачу создать такую корпоративную культуру, в которой маркетинг станет важной частью работы каждого сотрудника

Фотография из архива Михаила Синюкова

Проблемы и мотивы

Я объявил о создании маркетинговой группы, куда войдут сотрудники, которые будут заниматься продвижением и развитием услуг компании на рынке.

Стать участником группы мог любой желающий, но ажиотажа не возникло. Все решили, что это попытка организации снизить издержки за счет привлечения своих же сотрудников-неспециалистов, знания и обязанности которых совершенно не связаны с маркетингом.

400
фирм работает в Новосибирске на рынке бухгалтерского и кадрового обслуживания

В ходе беседы с работниками мы разъяснили, что для них самих лучше развиваться не только по своей специализации, но и в новых направлениях, например в маркетинге. А их знание компании изнутри способствует лучшему пониманию, в каком направлении двигаться.

Наконец, за работу в маркетинговой группе стали начислять баллы в KPI «Ценностная эффективность» — отдельный показатель, который усиливает внутреннюю мотивацию сотрудников компании.

От принципа добровольного участия в маркетинговой группе, как и от права выхода из нее, мы не отказались. Требовался ведущий сотрудник, который определяет тему собрания, актуализирует задачи, отслеживает выполнение заданий и ведет необходимые записи.

Попробовать себя в этой роли мог каждый участник группы. В итоге был выбран главный бухгалтер.

Как это работает

Собрания маркетинговой группы проходят еженедельно по средам в рабочее время. На встречу отводится два часа, но она редко занимает больше 1,5 часа.

Список задач и протоколы собраний ведем в отдельной группе в CRM-системе, там же обмениваемся мнениями или информацией в онлайн-режиме. Все участники группы обладают равными правами в предложении чего-то нового и при голосовании.

Поначалу я рассчитывал, что маркетинговая группа будет заниматься только продвижением наших услуг через интернет, работать с сайтом и страницами в соцсетях, разрабатывать рекламные кампании, предлагать идеи для удержания существующих клиентов.

Но вскоре участники группы обратили внимание и на другие вопросы: улучшение условий труда (обновление оргтехники), обустройство офиса (вид переговорной, ее оснащение), обсуждение дизайна и номенклатуры корпоративной сувенирной продукции.

Неудачи в работе маркетинговой группы

1. Написали контент для сайта, который не соответствовал нашим ключевым запросам по SEO-продвижению.
2. Сделали неудачный выбор в пользу малоизвестного и сложного движка для нашего интернет-сайта. В результате любое изменение или добавление контента стоило нашей компании внушительных денег.
3. Организовывали рекламные мероприятия по размещению наружных баннеров, размещали рекламу в местных деловых изданиях, были спонсорами бизнес-конференций, но не получили того «выхлопа», на который рассчитывали.

Вскоре я заметил, что сотрудники легко общаются с приглашенными маркетологами и уверенно используют маркетинговые инструменты.

На собраниях маркетинговой группы появляются интересные идеи, которые мы называем «фишками» и планируем запускать в течение года или на следующий год. При помощи голосования мы формируем рейтинг для каждого предложения. Для воплощения в ближайшем месяце выбираем идею с наивысшим рейтингом.

Список «фишек» на 2017 год
№ Краткое описаниеРейтинг
1Стойка с бизнес-прессой в конференц-зале27
2Многокабельное устройство для зарядки телефона/планшета в конференц-зале34
3Реклама на баннере/радио49
4Телемаркетинг53
5Уголок профессиональной грамотности для клиентов и сотрудников55
6Конфеты или шоколад (3×3 см) с логотипом компании и услугами для гостей конференц-зала59
7Профессиональные выступления сотрудников компании61
8Корзинка с мандаринами в конференц-зале для создания новогодней атмосферы62
9Сертификат для клиентов «Услуга на выбор»65
10Подарочный сертификат на наши услуги для привлечения клиентов (например, консультация или 3-НДФЛ)72
11Бонус для клиентов ТКС80
12Фотографии специалистов на сайте85

Результат

Маркетинговая группа стала площадкой для развития креативных идей и местом, где возможна их дальнейшая реализация. Один участник занимается вопросами интернет-продвижения и организацией телемаркетинга.

Другой пишет статьи для публикации на нашем сайте, на портале Новосибирской торгово-промышленной палаты и сайте Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства.

Третий работает над дизайном корпоративных сувениров и развитием отношений с действующими клиентами.

Почти все сотрудники в той или иной степени вовлечены в маркетинговую деятельность: костяк группы составляют четыре человека, остальные подключаются по мере необходимости. Люди активно обсуждают идеи в чате маркетинговой группы.

Для дальнейшего развития и поиска новых идей я все-таки планирую привлечь внешних маркетологов. Рассчитываю, что наработанный опыт позволит самостоятельно воплотить в жизнь их предложения. Возможно, в будущем маркетинговые услуги станут новым направлением нашего бизнеса.

Об авторе

Михаил Синюков

Окончил в 2004 году Новосибирскую государственную академию водного транспорта, в 2007-м — Новосибирский государственный медицинский университет. Мастер MBA Open University of Great Britain, мастер нейролингвистического программирования.

ООО «Скай Лайн Консалтинг»

Сфера деятельности: предоставление аутсорсинговых услуг по бухгалтерскому и кадровому сопровождению, оптимизации персонала и нормированию труда.

Численность персонала: 15.

Выручка за девять месяцев 2018 года: 4,5 млн руб.

Число клиентов за год: 300.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте www.e.gd.ru).