Все статьи номера
статья 42 из 46
Не прочитано
9 , Сентябрь 2015
Лидерство

Какие расходы есть у Вашей компании и как их считать

В июле занятие в «Школе руководителя» было посвящено управленческой отчетности. Его провела Галина Соколова, профессор ИБДА РАНХиГС, доктор экономических наук. Она рассказала, как планировать работу, анализируя отчеты о прибылях и убытках

Не все отделы компании работают напрямую с клиентами и приносят прибыль, не все руководители подразделений могут самостоятельно распоряжаться определенными суммами. Так что прибыль можно посчитать не на любом уровне управления, а вот затраты есть у всех подразделений. Поэтому важно регламентировать расходы и контролировать их.

Основная задача управленческого учета, основанного на анализе расходов, в том, чтобы рационально использовать ресурсы компании, планировать объемы закупок и численность персонала, контролировать качество продукции.

Расходы в управленческом учете

Любому Генеральному Директору полезно разобраться с важными терминами управленческого учета и оперировать ими.

1. Совокупные расходы (total costs, TC). Включают три вида расходов:

  • производственные (себестоимость продукции);
  • коммерческие (связанные с реализацией продукции);
  • управленческие.

Обычно совокупные расходы считают постоянными, но это не всегда так. Например, расходы на перемещение грузов внутри предприятия – это расходы общего характера. Однако объемы производства могут сокращаться, и тогда требуется меньше внутренних перевозок.

2. Постоянные расходы (fixed costs, FC) и переменные расходы (variable costs, VC). Постоянные расходы остаются более-менее неизменными при увеличении количества проданных единиц продукции (в натуральном выражении). Переменные расходы напрямую зависят от объемов, то есть при увеличении количества проданных единиц продукции они пропорционально возрастают (см. рисунок).

3. Удельные (средние) переменные расходы (average variable costs, AVC). В управленческом учете допускается, что переменные расходы при перерасчете на единицу продукции будут постоянной величиной. Хотя это не всегда так. Например, закупочная цена на продукты для магазина может меняться из-за роста цен на топливо и других внешних факторов. Поэтому себестоимость продукции, которую мы рассчитываем, через какое-то время всегда меняется.

4. Смешанные расходы (mixed cost, MC). Это промежуточная группа между постоянными и переменными расходами. По оценке зарубежных авторов, в эту группу может попадать до 80% затрат компании.

5. Накладные или прямые расходы (direct costs, DC) и косвенные расходы (indirect costs, IC). Прямые затраты часто приравнивают к постоянным. Например, у нас есть оборудование, с помощью которого мы выпускаем один вид продукции. Амортизацию по этому оборудованию мы будем начислять линейным способом: неважно, сколько времени работает оборудование, на амортизацию заложена фиксированная сумма в месяц. То есть это прямые расходы, не зависящие от объема.

Зачем Генеральному Директору нужно уметь делить расходы на группы

Первый бюджет, который формируется любым управленцем, – это бюджет продаж. Другими словами, прежде всего нужно определиться с количеством продукции, которую компания планирует продать за определенный период времени, а также с ценовой политикой. Установить плановые величины будет проще, если Вы понимаете, как затраты зависят от объема продукции.

Стоит ли считать безубыточность

Чтобы определить точку безубыточности, обычно строят график, на котором будут отражены объем продаж, затраты и финансовые результаты. Следует обратить внимание, что при этом делаются весьма серьезные допущения. Вот они:

  • объем продаж и объем производства совпадают (хотя бы на каком-то отрезке времени), если мы определяем выпуск продукции в отпускных ценах;
  • цена на товар не меняется;
  • себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы можно разделить на две группы – постоянные (не зависят от объемов продаж) и переменные (растут пропорционально по мере увеличения объемов продукции);
  • компания выпускает всего один вид продукции.

Гораздо проще считать так: как только совокупная маржа выйдет на уровень постоянных расходов, компания станет безубыточной.

В ежедневной работе не стоит делить затраты, которые ложатся на бизнес в целом, по разным направлениям деятельности и т. д.

От редакции

Прослушать полный курс Галины Соколовой «Управленческий формат отчета о прибыли и убытках» Вы можете на сайте школы www.mba14.gd.ru. Проект «Школа руководителя – 2015» организован журналом «Генеральный Директор» совместно с ИБДА РАНХиГС.

В данной статье читайте о шести фатальных ошибках предпринимателей, которые не уделяют должного внимания экономическому образованию

 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте www.e.gd.ru).

Коллеги, глядя на меня, крутили пальцем у виска, но я был уверен, что поступаю правильно
№ 9, 2015
Проверьте, все ли продающие элементы есть на Вашем сайте