ещё
свернуть
Все статьи номера
9 , Сентябрь 2016
Быстрые решения. Персонал

«Хороший руководитель – это и есть дрессировщик»: интервью с директором цирка Эдгардом Запашным

Виктор Гюго сказал: «Бог создал кошку, чтобы у человека был тигр, которого можно погладить». Мы поговорили об управлении и работе с человеком, который гладит не кошек, а тигров! Продолжатель семейной династии цирковых артистов, Генеральный Директор Большого Московского цирка и дрессировщик тигров Эдгард Запашный рассказал, что каждый руководитель на самом деле дрессировщик и что управлять тиграми не сложнее, чем людьми

Справка

Эдгард Запашный – представитель известной цирковой династии Запашных, заслуженный артист России и народный артист России, Генеральный Директор Большого Московского государственного цирка. Родился в 1976 году в Ялте. Первый раз вышел на арену цирка в 1988 году в Риге. Был на гастролях в Китае, Японии, Венгрии, Монголии, Казахстане, Белоруссии, Англии и других странах. Победитель шоу «Первого канала» – «Король ринга», также участвовал в «теме со звездой» на КВН. Автор и ведущий программы «Легенды цирка» на телеканале «Звезда».

ФГУП «Большой Московский цирк»
Сфера деятельности:
цирковые представления
Численность персонала: 700
Количество зрителей одного спектакля: 3300
Награды: «Бронзовый слон» на V Международном цирковом фестивале в Фигейрасе (Испания); золотая награда 15-го Международного фестиваля циркового искусства в Учао (Китай) за номер «Акробаты на встречных качелях»; артисты цирка стали победителями Всемирного фестиваля циркового искусства «Идол-2015» (Москва) и др.

С 2012 года Вы Генеральный Директор Большого Московского цирка. И продолжаете выступать как артист. Не хотите оставить творческую деятельность ради управленческой?

Нет, я справляюсь с обеими ролями. Получаю удовольствие и от работы на манеже, и от руководства. С понедельника по пятницу я директор, а в субботу и воскресенье – артист. Выходного у меня нет. Если переутомляюсь, беру отгул. Но не жалуюсь: сам затащил себя в эти рамки.

Что было самым сложным, когда Вы вступили в должность директора?

Сотрудники не хотели перемен. Директор не менялся в цирке 28 лет. И вдруг молодой волк пришел и начал делать по-своему. Люди видели в этом негатив и не хотели со мной работать. Я же хотел показать сотрудникам, что жажду перемен, которые пойдут на пользу цирку. Я Большой Московский цирк люблю с детства, знаю досконально и хочу, чтобы он процветал.

Как боролись с сопротивлением?

Поменял часть команды. Уволил «творческий балласт». С такими людьми не только трудно работать, от них трудно избавиться. Они, как правило, давно не занимаются творчеством, но прекрасно знают закон. Понимают, как можно не работать, но получать от государства деньги и параллельно иметь неизвестные директору контракты.

Например, человек просил отпуск по уходу за новорожденным. Я сотрудника отпустил. А артист тут же уехал на гастроли в Англию, оставив ребенка в Москве на попечение бабушки. Об этом я узнал из соцсетей. Или был случай, когда человек оформил больничный из-за перелома пальца. Даже фотографию пальца в «Инстаграм» опубликовал. А через неделю в том же «Инстаграм» я увидел фотографию, как артист жонглирует на корабле где-то в Перу со здоровой, не перевязанной рукой. От таких людей я избавляюсь.

Это вызывало опасения у других членов труппы. Увольняемые артисты нагоняли страху на бывших коллег угрозами, что и до них я доберусь. Но со временем коллектив понял, что я избавляюсь только от недобросовестных.

Как формировали новую команду?

На ключевые позиции поставил людей, которых знаю и которым доверяю. Причем многие из них были внутри цирка. Так, пост главного режиссера занял главный балетмейстер цирка.

Еще разделил обязанности Генерального Директора и художественного руководителя цирка, которые прежний руководитель объединял. Может, это и неплохо, но в отсутствие Генерального Директора обе позиции пустовали. Я разделил функции между собой и братом Аскольдом. Если уезжаю, то брат способен решать текущие административные вопросы. А если брат в командировке, я заменяю его как художественный руководитель.

Мои кадровые решения показали эффективность и принесли пользу. Сегодня в цирке новые спектакли и номера. В этом году состоялась премьера гастролей в Японии, Эстонии и Финляндии. На следующий год планируем гастроли в Болгарии, Латвии, Сербии, Хорватии.

Вы работаете вместе с братом и мамой, руководите ими. Как поступаете, если возникают разногласия? Что делаете, чтобы не смешивать личные и рабочие отношения?

С братом не во всем сходимся, спорим. Но не доводим спор до пика. Если вопрос касается моей компетенции, то Аскольд должен убедить меня, чтобы я поменял решение. В этом случае последнее слово за мной, потому что я директор. Я говорю: «Хоть надорвись криком, а потом не разговаривай со мной. Но все равно будет так, как решу я, потому что ты меня не переубедил». А если мне не нравится номер, уже я должен убедить брата переделать что-то или заменить. И в этом случае последнее слово за Аскольдом, так как он художественный руководитель. С братом мы научились проводить границу между домом и работой. В цирке мы коллеги.

А вот маме сложно разделить рабочее и семейное. Повздорив со мной по цирковым вопросам, она может дома со мной не разговаривать. Приходится уговаривать: «Там я директор. На работе относись ко мне как к директору и выполняй мои указания. А дома я твой сын, и относись ко мне как к сыну». Однако мамины чувства преобладают, и мне бывает трудно это изменить.

Как поступаете, если человек не хочет работать?

Есть люди, которые просто не на своих местах. Их трудно обвинить в лени, потому что сотрудник работает, все делает, но у него не выходит. Сначала буду анализировать почему. Или он не получает от этого удовольствия, или он просто не знает, как сказать: «Ребята, это точно не моя деятельность». Если это просто лоботрясничество, то делаю максимум одно предупреждение. Потом увольняю. А как по-другому? Люди, которые так относятся к работе, – ремесленники. Я не желаю видеть их в своем коллективе.

Человек должен дорожить работой, гордиться ею, получать от нее удовольствие. Неважно, чем он занят: бурит скважину или забивает гол. Я всегда скептически относился к крику уборщицы: «Я здесь за 15 тысяч работаю, чего Вы от меня хотите?» Ответ простой: не работай. Если ты подписала контракт на эти 15 тысяч и ты уборщица, то выполняй свою работу и делай это хорошо.

Людей, гордящихся работой, поддерживаю и продвигаю. Компания, в которой трудятся такие сотрудники, всегда будет успешной.

Приходилось принимать жесткие решения?

Да, я достаточно жесткий руководитель. Родители воспитали во мне убеждение, что работа – приоритет. А при работе с людьми надо уметь принимать решения. Это тяжело.

Три года назад была ситуация с клоунессой. Я смотрел ее номер и ни разу не улыбнулся. Скорее испытывал отвращение: артистка за 50 лет и весом более 80 кг во время исполнения номера старалась еще и очаровать зрителей сексуальностью. Я пригласил ее на беседу. Объяснил, что ей нужно заканчивать работать в клоунаде, потому что то, что она делает, – не смешно. Сказал, что она заставляет зрителя за его же деньги мучиться, ожидая, когда закончится скучный номер. Женщина не соглашалась. Говорила, что я ничего не понимаю и что она в прекрасной форме. Я предложил ей сменить роль или уволиться. Но клоунесса настаивала, что хочет смешить людей. Пришлось с ней расстаться.

Как действуете в конфликтных ситуациях?

Во-первых, стараюсь их не создавать. Во-вторых, четко обозначаю свою позицию и никогда не иду на конфликт, что называется, «вопреки». Выслушиваю человека, стараюсь убедить аргументами, привлекаю сторонних людей, чье мнение авторитетно.

Создал прозрачную систему, которая показывает, что я не принимаю решения в одиночку. Она демонстрирует артистам их востребованность. У нас есть художественная комиссия, отдел формирования, зарубежный отдел. Когда артист спрашивает, почему не едет на гастроли, мы обосновываем решение фактами. Показываем отчет, сколько предложений по его кандидатуре и программе сделали внутри страны и зарубежным импресарио. Сколько получили отказов или игнорирований. Если артиста не приглашают, проблема в его творчестве, а не в кознях руководства. Таким сотрудникам я советую выяснять отношения не со мной, а с собой. Хочешь не хочешь, но это некая форма рынка.

А как управляете руководителями?

Четко и конкретно ставлю задачи. Четко описываю критерии, по которым оцениваю работу. Требую новых предложений, чтобы отдел заработал или стал развиваться в указанном направлении. Иначе долго руководитель в своей должности не проработает. Нельзя просиживать место – надо работать!

Вы применяли навыки дрессировщика в работе с людьми?

Хороший руководитель – это и есть дрессировщик. И хороший родитель тоже дрессировщик! Мы дрессируем собственных детей, только это называется воспитанием, но принципы схожи с дрессурой животных. Мы навязываем общие правила и учим им подчиняться, наказываем, поощряем, даем знания, проводим вместе время.

Воспитание животных, с одной стороны, сложнее: они не такие умные, как люди, более опасные и менее изученные. А с другой стороны, проще: животные честнее. Они не обманывают ради получения удовольствия или личной выгоды. Животные прямолинейны по природе и мыслям. И я тоже достаточно прямолинеен.

Было ли страшно в клетке или на манеже с тигром? Как побеждаете страх?

Страх и паника – разные вещи. Нужно уметь разделять эти понятия и стараться не впадать в панику, потому что она мешает нормально мыслить. Страх, напротив, способствует действиям, выступает движущей силой. Поэтому побеждать его не надо.

Как доказать сильным и опасным животным, что они должны Вам подчиняться?

Не надо ничего доказывать. Нужно просто воспитывать, то есть проводить с ними много времени. Однако нельзя забывать о том, что они хищники и это их природа. Нужно просто понимать их сущность.

Тигры не живут стаями, они одиночки. Как добиваетесь, чтобы тигры работали сообща на одном манеже?

Хищникам можно привить терпимость друг к другу. Например, показывать, что один из них нуждается в помощи или поддержке.

Как это применить в работе с людьми?

Надо строить команду из людей, которые хотят работать, которые готовы иногда терпеть и прощать друг друга. Это бывает сложно сделать из-за эго, личной неприязни, но совокупность терпения и прощения дает результаты.

Кроме того, люди должны понимать, для чего они работают. Им должна быть ясна конечная цель. Тогда организовать работу сотрудников проще.

Что директору делать нельзя ни в коем случае?

Нельзя быть плохим примером. Если я буду пьяным выходить из цирка, у меня появятся последователи. Артисты, склонные к алкоголизму, скажут: «Ну как так? Если директор пьет, значит, и мне можно…» Часто артист подводит ко мне ребенка, который говорит: «Меня зовут Вася, я хочу работать в цирке». Я для него авторитет, он хочет получить мое одобрение. Именно таким примером нужно быть руководителю, тогда и работа будет прогрессировать. Еще руководителю нельзя добиваться уважения запугиванием. Это худший путь для управленца. Верх руководящей карьеры, когда подчиненные уважают и любят начальника, признают его авторитет и считаются с его мнением.

Какие нововведения Вы принесли в цирк?

Раньше документооборот держался на двух секретарях. Они сами решали, какие документы показать директору, а про какие «забыть». Документы никто не фиксировал и не учитывал. Сейчас документооборот идет через канцелярию, и ничего не теряется. Это важно. Теперь артисты уверены, что их заявления не останутся без внимания и попадут к адресату: в бухгалтерию, кадровую службу, к директору.

Как часто меняются программы в цирке?

Мы стараемся их менять каждые четыре-пять месяцев. В течение этого срока готовится новая программа.

Вы участвуете в продвижении программ, цирка?

Конечно! Здесь без моего участия просто ничего не может быть. Это большая и важнейшая работа после творчества. На одном творчестве далеко не уедешь. Важно поддерживать у зрителей интерес, находить что-то новое. Творчество перестает существовать, если оно не пользуется успехом у зрителей или неправильно продано. Здесь я порой выбираю нестандартные для цирка решения.

Раньше артисты не играли в КВН. А сейчас есть команда Большого Московского цирка. Это и прямая реклама, и привлечение зрителя. Когда зритель видит в своей любимой передаче нашу сборную и ему нравится происходящее, он идет в цирк. Не обязательно в наш! Я рад, что помогаю индустрии российского цирка. Еще я снимаю передачу на телеканале «Звезда», благодаря которой создается положительный имидж цирка. Рассказываю о достижениях ушедших и здравствующих артистов с точки зрения профессионала.

Как управляете личным капиталом? В чем храните сбережения?

Знаю, что оптимальная модель – хранить в трех валютах. Но я трачу много денег и не хочу постоянно конвертировать. Доверяю маме, которая ведет мои финансовые дела. Около 70% средств храню в рублях. Меньшую часть денег храню в евро. Использую два счета: рублевый и евро. Много раз был соблазн последовать примеру тех, кто советует завести зарубежный счет. Но каждый раз отговариваю сам себя. Если мы будем вывозить деньги за рубеж, то никогда не поднимем российскую экономику.

Если Ваши дочки продолжат семейное дело, какие Вы им дадите советы?

Я уже даю им советы, потому что пока решаю за них. Делаю так, чтобы взрослые дети поблагодарили меня за то, что любят дело, которое выбрали своей профессией. Так воспитали меня родители. Когда я вырос и стал понимать, что есть иные профессии, заниматься чем-то другим уже не хотел. Только чтобы разнообразить жизнь. Так я хочу воспитать своих детей.

Каковы Ваши планы по развитию Большого Московского цирка?

Есть хорошая цитата Билла Гейтса: «Между диваном и собственным мягким местом доллар не пролетит». Надо вставать и работать. Так, сегодня у нас идет ремонт внутри цирка – благодаря собственным средствам. Сверхзадача, чтобы условия содержания животных улучшались, чтобы цирк был способен привлекать большее количество людей. Еще одна важная задача – выход на международную арену под брендом Большого Московского цирка.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте www.e.gd.ru).