ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
5 , Май 2023
Инструменты бизнеса
Переговоры

Как продавить собеседника и обернуть переговоры в свою пользу

Главное в статье

  1. Пошаговый план. Правила проведения дебатов, когда, казалось бы, их уже ничего не сможет спасти.
  2. Истории из жизни. Ваши коллеги вспоминают самые яркие переговоры из своего бизнес-опыта.
  3. Чек-лист. Какие вопросы гендир должен задать сам себе, прежде чем идти на встречу со сложными оппонентом.
  4. Шпаргалка. Раздайте сотрудникам скрипт ведения беседы, чтобы они могли сразу взять инициативу в свои руки.
  5. Антисоветы. Список вредных рекомендаций, которые позволят вам гарантированно провалить любые переговоры.

Опытные предприниматели, которые провели не один десяток переговоров, говорят: «Самое главное — не общаться с собеседником “из состояния нужды”, когда зависите от итогов беседы. Большая сумма контракта или на кону репутация — вы нуждаетесь, а собеседник считывает это и продавливает собственные условия».

«Раньше я часто проводила переговоры, чтобы заполучить государственные тендеры. И моей главной ошибкой была заискивающая позиция. Я чувствовала себя слабее собеседников. Как итог — сделки с невыгодными условиями, — рассказывает Светлана Касьянова, гендиректор турагентства “Элита Тревэл”. — Однажды, например, получили заказ на санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан по цене на грани себестоимости».

В этой статье ваши коллеги рассказали, как им удается не прогнуться и обернуть переговоры со сложными партнерами в свою пользу.

85%
бизнесменов считают неэффективными онлайн-переговоры
Источник: по данным РАНХиГС

1
Составьте подробный план

Изучите детали сделки, проанализируйте все данные о партнере, выстройте стратегию ведения переговоров. Делать ставку на импровизацию — провальная стратегия. Даже если годами проводите переговоры по одной проверенной схеме, перед каждой встречей важно составить новый план, определить цель. Обновите информацию о конкурентах. Только представьте: на встрече дотошный клиент начинает выспрашивать, чем ваш сервис отличается от услуг компании N, а вы впервые слышите это название и теряетесь.

Когда план готов, организуйте пробные переговоры с кем-то, кому доверяете. Пускай человек играет роль оппонента. Это поможет увереннее чувствовать себя во время реальной беседы. Даже если впоследствии настоящий оппонент начнет вести себя не так, например как актер, психика воспримет ситуацию как привычную, тревожность снизится.

Дотошная подготовка

«Производим и устанавливаем пластиковые окна. Однажды вели переговоры с региональным представителем в Сибири», — рассказывает Руслан Ахриев, собственник компании «Райт Окна».
Сибирская фирма вывела на рынок новую профильную систему. Однако продвигать ее не получалось: клиенты привыкли к прежним и уже известным конструкциям.
«Мы хотели заполучить их инновационный бренд на эксклюзивных условиях. А они в свою очередь получили бы профит в виде продвижения новинки, — добавляет Руслан. — Составил подробный план того, как буду вести переговоры. В начало вынес наши ключевые преимущества: 60 дней отсрочки, увеличенный лимит дебиторской задолженности. Прописал желаемый итог — стать единственной компанией в регионе, кто работает с их брендом».
Человек, принимающий решения, на встречу приехать не смог — прилетел его заместитель. Ахриев все равно продолжил следовать плану.
«Заранее решил не ходить с козырей. К примеру, у нас была готова программа продвижения их продукции. Но об этом не стоило рассказывать сразу. Важно, чтобы произошел контакт. Пока собеседник не до конца тебе доверяет, даже главный козырь будет воспринимать не так восторженно, как хотелось бы», — объясняет ваш коллега.
2
Перехватывайте инициативу

Неверно считать, что общительный клиент или партнер на переговорах — это удача. Иногда вы еще не успели ничего сказать, а человек уже готов выложить, что за проблема у него возникла, как он пытался ее решить и что ждет от вашей компании. «На первый взгляд, инициатива собеседника — неплохой сигнал на старте. Однако именно так человек начинает рулить ситуацией. Собеседник как бы заявляет, что он — капитан судна, а вы лишь приглашенный помощник. Если пойдете у него на поводу, сделаете все, как тот говорит, то начнете играть по чужим правилам», — делится опытом Инал Хавжоков, основатель и гендир компании «Точка решений».

10%
— допустимый порог завышения скидки. Хотите 20 процентов? Просите 30

«Программирование» собеседника

«Научился сам, а теперь учу менеджеров “программировать” людей на переговорах. Главное — перехватить инициативу в начале беседы, задать свой вектор, — рекомендует Хавжоков. — Предоставьте собеседнику подробный план взаимодействия. Раскройте чуть больше деталей, чтобы увлечь человека, но не переусердствуйте с избыточной информацией».
Сформулируйте речь в формате «задача — решение». Вы приехали решить проблему собеседника — вот главный посыл вашего спича.
«Ориентируйте партнера на совместную работу. Правильно резюмируйте. Финалом встречи должна стать договоренность о сотрудничестве, и об этом важно заявить сразу», — советует ваш коллега.
В компании Инала менеджерам раздают шаблон вступительной речи для переговоров, благодаря которому они могут перехватить инициативу.
3
Не вздумайте переубеждать

Частая проблема на переговорах: оппоненты забывают об истинной цели и пытаются доказать собственную правоту, отстоять статус. Особенно это заметно в ситуациях, когда общение идет не на равных. Переговоры — это не борьба, а достижение целей. Доказывать правоту бесполезно, даже если вас пытаются продавить. Опасайтесь ситуаций, когда оппонент вроде бы не настроен жестко, но ни в чем не хочет идти на уступки — например требует большую скидку.

Попробуйте вернуть собеседника к рациональному обсуждению. Спросите, какую цель тот преследует: прогнуть вас или все же договориться о сотрудничестве. Хороший прием, который помогает отрезвить оппонента. В чем-то действительно лучше пойти на уступки, чтобы у партнера осталось чувство удовлетворенности. Если понимаете, что вас хотят «зажать», мягко обозначьте свою позицию: «Вот ваши условия, вот — мои. Подумайте до завтра». Пауза взбодрит.

Решил не давить

«Обсуждали с региональным партнером возможность совместного медиапроекта. Но он отказался задействовать для этого свои медиаплощадки, хотя у него есть популярный канал на YouTube.
Сперва я хотел доказать, чем ему будет выгоден проект. Планировал перечислить удачные примеры других наших партнеров. Иными словами, намеревался надавить и доказать свою правоту», — вспоминает Станислав Ларин, топ-менеджер компании по производству и продаже бытовой химии «Грасс».
Станислав решил не переубеждать, а найти причину отказа. Задал вопросы. Причина оказалась банальна — у клиента просто не хватало денег.
«Составили план совместного финансирования и заключили сделку. Вскоре после начала сотрудничества продажи в регионе выросли в четыре раза», — говорит Ларин.

Частая проблема на переговорах: оппоненты забывают об истинной цели и пытаются доказать собственную правоту

4
Найдите точки пересечения

Чем больше знаете о партнере, тем больше вероятность, что сможете увести разговор в нужное русло, если что-то пойдет не так. Все есть в открытом доступе — сайты компаний, соцсети. «Перед переговорами изучаю клиента — не только компанию, но и человека, с которым буду общаться. Ищу информацию в соцсетях, опрашиваю знакомых. Заранее готовлю несколько вариантов интересных турпрограмм — на выбор. Пытаюсь по собранной информации предположить, что может заинтересовать потенциального заказчика», — говорит Светлана Касьянова, гендиректор «Элиты Тревэл».

Недавно Светлана закрыла сделку с физлицом на очень выгодных условиях. «Поначалу клиент вел себя настороженно. А в ходе разговора выяснилось: мы родились в одном городе. Тон разговора изменился, нашли много общих тем. И договорились быстрее», — вспоминает Касьянова.

Собрал досье

«Готовился к переговорам, которые должны были принести несколько миллионов рублей. Крупная компания планировала выйти на b2b-рынок. Наша задача заключалась в разработке маркетинговой стратегии, создании фирменного стиля и изготовлении рекламной продукции», — вспоминает Сила Головатый, основатель агентства «Брендика».
Головатый пообщался со знакомыми, которые уже имели дело с этой организацией. «Мне сказали, что договориться с партнером невозможно. Никакая логика не помогает. Директор, мол, продавливает самые низкие тарифы в ущерб качеству. Лишает партнеров прибыли, зная, что с ними все равно захотят работать — из-за статуса компании», — говорит ваш коллега.
Незадолго до встречи два поставщика услуг так и не смогли договориться с руководителем крупной фирмы. Головатый подготовился к переговорам основательно: «Позвонил друзьям, кто знал этого директора. Выяснил, что тот заводчик овчарок».
«Собеседник встретил словами: “У меня пять минут, давайте быстро”. Я сразу спросил его про овчарок, кивнув на статуэтки и фотографии на столе. Сказал, что в детстве у меня тоже была собака этой породы — брат нашел в лесу во время охоты», — вспоминает директор «Брендики».
Настрой собеседника быстро сменился, переговоры прошли успешно. Руководителю крупной компании понравилось, что агентство готово работать вдолгую, а не стремится заработать здесь и сейчас.
«Контракт мы получили, даже несмотря на то, что наш ценник довольно высокий, — говорит Сила Головатый. — Даже если увлечение собеседника не вызывает у вас симпатию, всегда реально найти что-то общее. Важно быть искренним».

 

5
Используйте шок-эффект

Это крайняя мера, если не помогли предыдущие четыре способа. Для самых несговорчивых, но нужных партнеров. Тут важно не переборщить с эмоциями и напором. При любом ходе переговоров мягкий, спокойный, уверенный тон — всегда выигрышная стратегия. Главное — сохранить правильный эмоциональный настрой.

70%
бизнесменов негативно относятся к онлайн-переговорам.
Источник: по данным РАНХиГС

Устраивают встряски

«Веду переговоры на высшем уровне, общаюсь только с директорами и учредителями компаний. Продукт сложный — мы выстраиваем каналы продажи в b2b- и b2c-компаниях. С рядовыми сотрудниками такие вещи не обсуждают. Прежде чем объяснить ценность нашей услуги, должны сказать клиенту, что его продажи настроены неправильно. А многие относятся к этому ревностно», — рассказывает Дмитрий Прянишников, генеральный директор агентства «Диол».
Директор практикует метод, который условно называет встряской. Применяет его только с самыми тяжелыми собеседниками.
«Разрабатывали маркетинговый план для завода. Клиент серьезный, был наслышан, что договориться с ним проблематично. На встречу я приехал вместе с коллегой, который отвечал за проект. С самого начала стало понятно: будет сложно. Собеседник периодически громко с кем-то ругался по телефону, был на взводе», — вспоминает Дмитрий.
Директора завода пытались зацепить формулировкой: «Мы не просто создаем сайты, а выстраиваем цепочку продаж — начиная от поиска дилеров и заканчивая созданием интернет-магазина для клиентов». На что в ответ услышали: «У меня таких, как вы, десять — в очереди стоят. И сделают все в разы дешевле».
«Мой коллега был категоричен. Встал и собрался уже было уходить со словами: “Если вам неинтересно, то не видим смысла продолжать диалог”», — рассказывает Прянишников.
Собеседник был в шоке, он не привык, что ему могут так прямо возразить. После встряски попросил продолжить диалог.
«Нет, его раздражительность никуда не делась, но таких крайностей уже не было. Более того, вот уже пять лет это один из лучших наших клиентов», — говорит глава компании «Диол».

Антисоветы: как гарантированно провалить переговоры

1. Делать ставку на импровизацию

2. Прогибаться или жестко стоять на своем

3. Вести монолог вместо диалога

4. Зацикливаться на собственной точке зрения

5. Оценивать каждое действие партнера

6. Забывать о целях встречи