Без права на лево: как запретить сотрудникам подрабатывать на клиентов
Проблема: заказчики могут увести ваших подчиненных, поэтому важно правильно организовать работу — так, чтобы этого не произошло.
Станислав Дубинский
В 2001 году окончил Санкт-Петербург-ский политехнический университет Петра Великого (факультет технической кибернетики), получил степень магистра техники и технологий. С 2001 по 2005 год работал программистом в ООО «Лоза “1С: франчайзи”». В 2005 году основал собственную компанию — ООО «УльтраЮнион Центр информационных технологий».
ООО «УльтраЮнион Центр информационных технологий»
Сфера деятельности: IT-услуги, автоматизация финансово-хозяйственной деятельности на базе программных продуктов «1С».
Год основания: 2005.
Численность персонала: 20 человек.
Годовой оборот: 38 млн руб.
В нашей сфере распространены ситуации, когда клиенты переманивают сотрудников. Иногда компании выгодно поработать с физлицом за наличку, особенно если объем работ небольшой или услуги нужны на короткий период. К тому же сотрудник уже знает специфику организации.
Приведу такой пример: можно нанять ремонтную фирму и заплатить ей 1 млн руб., а можно нанять частного мастера за 300 тыс. или даже дешевле. Частник делает и уходит, а компания дает гарантию и несет ответственность, если нужно — переделывает. Кроме того, частник не предоставляет комплексные услуги.
У нас точно так же. Клиенты, вместо того чтобы воспользоваться комплексным пакетом услуг, ищут и переманивают IT-специалистов, которые сделают дешевле. Чаще всего этим грешат торговые розничные компании, у которых много налички. В статье расскажу, как боремся с «леваками» и какую управу нашли на клиентов, которые пытаются переманить специалистов.
Защищаемся документально
Мы не можем юридически запретить сотрудникам подрабатывать, даже если речь идет о клиенте. Иначе это будет нарушение Трудового кодекса. Однако в состоянии запретить заказчику уводить специалистов. Для этого в договоры с клиентами внесли пункт о штрафных санкциях при найме наших сотрудников. Штраф за нарушение этого пункта внушительный — полмиллиона рублей. У Ernst & Young, например, взыскание за аналогичное нарушение — несколько миллионов.
Клиенты редко оспаривают договор. Однажды строительная компания после изучения договора начала торговаться по срокам и суммам, а также просила предоставить обоснование суммы штрафа. Это стало для нас звоночком. Если заказчик не собирается уводить специалиста, он просто не обратит внимания на этот пункт. Если же клиента что-то смущает, лучше вообще не начинать сотрудничество. Удивительно, но за долгие годы работы никто не попросил добавить в договор симметричный пункт. При этом важно, что мы не ограничиваем права работников: договариваемся именно с юрлицом.
С сотрудниками подписываем соглашения о конфиденциальности, а также о неразглашении коммерческой тайны и служебной информации, как клиента, так и нашей. Информация о клиентах (логины, пароли) хранится в нашей базе данных, и сотрудники не имеют права использовать ее не по назначению. Прямое же назначение — это выполнение работ для компании. Санкции за нарушение: штрафы в размере 2–3 млн руб. и уголовное наказание. У нас, к счастью, ни разу до этого не доходило.
Проиграли юридически
Договариваемся устно
На собеседовании с будущим сотрудником предупреждаем, что «левачить» на клиентов нельзя. Просим сообщать, если заказчики пытаются кого-то переманить. А такое происходит часто: примерно 50 процентов команды подвергались «обстрелу» со стороны клиентов. Работники сразу пишут об этом в корпоративном чате, рассказывают, что им предложили поработать «мимо кассы». Мы уведомляем клиентов, что в курсе происходящего и их план провалился. Напоминаем об ответственности за такие действия, просим перечитать подписанный с нами договор. Чаще всего заказчики извиняются, и мы продолжаем работу. Если же клиент снова пытается переманить специалиста — навсегда прекращаем работу с организацией.
Разрешаем подработки не у клиентов
Подработки не запрещаем при одновременном выполнении двух условий:
- подработки не мешают сотруднику заниматься основной деятельностью;
- сотрудник подрабатывает не на нашего клиента.
Бывает, к нам приходят специалисты, которые уже ведут компании на аутсорсе. Это могут быть знакомые сотрудника, его предыдущие работодатели. Тогда договариваемся так: на работе человек занимается только нашими задачами, в свободное время — чем угодно. Иногда подработки сотрудников нам выгодны. Некоторых заказчиков они передают нам, если, к примеру, не успевают или не хватает компетенций.
С сотрудниками подписываем соглашение о неразглашении служебной информации
Случайно заметил
Даем загрузку
Чтобы не было соблазна «левачить», сотрудник должен быть загружен на основной работе. В тикет-системе — облачном сервисе — ставим и контролируем задачи. Видим, какой объем работ у человека, каковы план и факт, есть ли какие-то провалы или сложности. Исходя из этого, планируем занятость. Если у сотрудника временно низкая загрузка, предлагаем обучаться. У нас много методических материалов, электронных курсов, проводим вебинары. Сотрудники могут получать сертификацию от наших партнеров — компании «1С». За это у нас предусмотрены премии.
Ротируем работников
В некоторых компаниях есть практика регулярной смены специалистов, которые ведут клиента. Так организации страхуются от работы налево. Мы не идем на столь кардинальные меры: заказчик привыкает к специалисту, потом сложно перестраиваться. Тем не менее ротация все же есть. Например, проектное внедрение выполняют высококвалифицированные специалисты, а постпроектным обслуживанием занимаются уже менее квалифицированные. Бывает, меняем специалиста с учетом загрузки персонала.
Строим культуру на доверии
Я сам был наемным линейным специалистом, поэтому не понаслышке знаю, как недоверие и тотальный контроль со стороны руководства негативно влияют на работоспособность. Когда только основал бизнес, боялся потерять бразды правления, переживал, не работает ли сотрудник на конкурентов. Постоянно мониторил часы работы сотрудников, ежедневно проверял отчеты. Но это лишь создавало напряжение в коллективе.
Сейчас у нас нет жесткого контроля и программ слежения за специалистами. Конечно, мы заботимся о сохранении информации клиентов: база знаний защищена, прямой доступ к ней есть только у ограниченного круга лиц. Регулярно обновляем пароли. Если сотрудник не взаимодействует с клиентом более трех месяцев, он теряет доступ к его информации. Однако за персоналом не следим.
Пытаемся строить между руководителями и подчиненными горизонтальную структуру коммуникации. Иногда мне приходит мысль внедрить самоуправление, но пока не решился. Тем не менее постепенно отходим от модели «начальник — подчиненный». Создаем рабочие группы без руководителей, где каждый несет ответственность в первую очередь за самого себя.
Благодаря атмосфере доверия сотрудникам комфортно, они могут задавать любые вопросы. Недавно подняли цены на услуги на 10–15 процентов. Одна из сотрудниц написала мне лично: «А повысят ли нам зарплату после повышения цен?» Я вынес вопрос на обсуждение в общий чат. Договорились поднять зарплаты на 10–20 процентов в зависимости от активности и квалификации сотрудника. Культура доверия — главная защита от «леваков». Сотрудники считают подработку на клиента предательством.