ещё
свернуть
Все статьи номера
2 , Февраль 2018
Стратегия
Вызов по-русски

Почему я прокляла день запуска собственного производства

Что вы узнаете: какие трудности ждут владельца завода.

Анастасия Василькова, Совладелец и директор по развитию компании Choupette, Москва

Раньше я говорила партнерам: откроем собственное производство только через мой труп. Но сегодня у нас два производства, хотя я продолжаю думать о них с содроганием. Преодолеть предубеждение помог случай: искали фабрику для пошива новой линейки одежды и не нашли вариант, который бы устроил и ценой, и качеством. Поняли, что все желания сможем учесть только на собственном производстве. И в этом же сезоне выпустили первую партию.

Если ты можешь управлять собственным производством, то становишься независим от неожиданно упавших на фабрику подрядчика больших клиентов, которые отодвинут твой заказ. С собственным производством не зависишь от выставляемых сроков, не боишься технологически сложных идей и процессов, которые не берутся осуществлять контрактные производства. Это главный плюс.

Минус № 1. Дистанционное управление. Держать производство в Москве и области нерентабельно, потому что все статьи затрат будут слишком высокими. А рентабельное производство в других регионах означает дистанционное управление, у которого также есть издержки: коммуникации, контроль и пр. К тому же надо искать надежного директора производства, контролировать качество на месте и пр.

Минус № 2. Техническое оснащение. Любая материально-техническая база устаревает. Появляется потребность обновить парк машин, приобрести спецоборудование. А так как купить все машины невозможно, придется выбирать. Выгоднее всего иметь свое производство с универсальными машинами и не увлекаться узкоспециализированным оборудованием.

30
тыс. руб. составляет средняя зарплата швеи в России, 700 долл. — в Китае

Источник: moluch.ru

Приведу пример. На одном нашем производстве стоит 12‑головочная вышивальная машина. Но мы сдаем вышивку на аутсорсинг, потому что уже третий технолог проходит у нас обучение и, повысив квалификацию, сразу уходит искать более выгодное предложение. Быстро найти и обучить человека на замену невозможно, а процесс вышивания у нас практически беспрерывный.

Мы не можем рисковать и ставить под удар весь выпуск из‑за того, что в данном населенном пункте нет квалифицированного технолога, способного работать на нашей машине. К тому же у нее сложная конструкция и нет специалистов, которые могли бы ее обслуживать. Запчастей тоже не найти. И вот наша уникальная машина просто стоит. Она такая массивная, что ее даже нельзя вынести.

Минус № 3. Кадры. Основная проблема собственного производства — нехватка кадров: швей, конструкторов, технологов. В большом городе еще можно найти какие‑то варианты: миграция бригад от производства к производству, сотрудничество с колледжами, хотя сейчас и колледжи дают мизерное количество технического персонала.

На одной фабрике мы могли бы увеличить производствен- ную мощность в четыре раза. Но нет кадров

А в маленьких городках колледжи закрываются, спонсировать их открытие невыгодно, даже объединившись с конкурентами, так как из 10 выпускниц к нам придет работать максимум одна.

Швеи, умеющие шить или уже работают у нас, или вообще не работают по специальности, потому что намного выгоднее работать официантом, продавцом. На одной фабрике мы могли бы увеличить производственную мощность в четыре раза, благо и площадь, и оборудование позволяют. Но нет кадров. Сейчас планируем использовать вахтовый метод: приглашать бригады из Казахстана (КПД киргизской швеи в два раза выше, чем у местной рукодельницы).

Производство Choupette

Павел Спичаков о том, почему за собственным производством — будущее
Управляющий компаниями «КИТ» и «Бергус», Владимирская область

Все трудности в производстве решаемые. Я сам еще семь лет назад работал в торговле, а сейчас руковожу двумя производственными предприятиями и уверен, что за производством — будущее. Переход из торговли в производство, как и создание производств в России, — важная тенденция последних лет.

В плюсе те, кто вовремя осознал, что в стране много свободных производственных ниш и что условия ведения бизнеса в России не хуже, а порой даже лучше, чем в других странах. Взять, например, рабочую силу. Она у нас квалифицированная и стоит дешевле, чем в Китае.

Собственное производство лучше и выгоднее, чем размещение заказов на стороне. Появляется множество возможностей по оптимизации, улучшению продукта. Значительно сокращаются сроки запуска новых продуктов. Уходит недопонимание между заказчиком и сторонним производителем.

Естественно, что перед тем, кто создает производство, стоит много непростых задач. Это и поиск инвестора, и формирование команды, и подготовка помещений, и подбор оборудования и сырья. Но мы все проблемы, аналогичные проблемам из кейса Анастасии, у себя решили.

Управление. Для себя я ответил на этот вопрос в 2010 году, когда открыл свое первое производство во Владимире.

С одной стороны, Москва рядом, есть скоростные поезда для поездок в столицу по делам и федеральная трасса М7 для перевозка грузов, с другой — недвижимость и рабочая сила в разы дешевле. Но есть много примеров, когда предприниматель живет в Москве рядом с торговым офисом и управляет производством, расположенным в провинции. При современном уровне развития цифровых технологий это просто.

Обязательно находиться в территориальной близости к производству нужно только в период его запуска: несколько месяцев, максимум год.

Когда процессы отлажены, можно легко управлять производством дистанционно. Например, у нас в компании все коммуникации с удаленными производствами идут через электронную почту и мессенджеры. Почту я проверяю раз в день. На ответ у меня есть два-пять дней. Сотрудники знают об этом и срочные вопросы решают через WhatsApp.

В мессенджерах общаюсь только с директорами моих заводов и иногда с их помощниками. Получаю до 10 сообщений в день. Я приучил подчиненных так писать сообщения, чтобы мне достаточно было написать в ответ «утверждено» или «не утверждено». Чтобы они зря не тратили ни мое, ни свое время.

1,5
млрд руб. выделило Правительство на развитие легкой промышленности в 2016 году

Источник: moluch.ru

Ежемесячная система отчетности позволяет мне контролировать процессы, быть в курсе успехов или неуспехов производства. На производствах везде стоят камеры: в цехах, на складах. Я в любой момент могу видеть, что там происходит. Раз в неделю езжу на ближайшие производства, раз в месяц — на более удаленные.

Техническое оснащение. У нас на производстве почти все автоматизировано, работают импортные машины. Чтобы не ждать неделями от поставщиков новые запчасти, мы нашли заводы, которые делают такие же запчасти в России. Тут, я считаю, важно найти подходящего человека, который будет заниматься этим вопросом.

Я взял руководителя, который ездит по заводам, ищет, где можно сделать конкретную деталь, где можно переделать другую из того, что есть. И больше у меня такой проблемы не возникает.

Кадры. Город с населением меньше 50 тыс. человек для размещения производства лучше не выбирать. В таком городе возникнут острые проблемы с кадрами. Хороший вариант — пригороды средних и больших городов.

Кадровый вопрос лучше решать за счет создания корпоративной среды из трех и более сотрудников. При уходе одного из них риск минимален: его заменит другой. Но с инженерами у нас такой же дефицит, как и у автора кейса со швеями. В этом случае мы подбираем специалистов с базовыми навыками и отправляем их на обучение в компанию, которая продает нам оборудование. Вернувшись, они обучают у нас новых людей.

Наталья Рыжкова
Генеральный директор компании Gulliver, Москва

В свое время, в 1990-х, нам было выгодно иметь свою фабрику в Подольске. Объемы были небольшими, на фабрике работали 20 швей, они справлялись с необходимым количеством. В начале 2000-х начали задумываться о возможностях, которые были в Китае. Коллекции становились более сложными. Хотелось современной обработки тканей, широкого выбора материалов, интересных воплощений идей дизайнеров. Все это мог предоставить Китай. В работе с китайскими производителями всегда была и есть специфика, но если понимать эти особенности, процесс можно наладить. Объем заказов тоже увеличивался, фабрика уже не справлялась, нужно было привлекать более серьезные мощности. Кроме того, расширялся ассортимент. Каждая фабрика имеет специальное оборудование. Верхняя одежда, вязаный ассортимент, кроеный трикотаж, перчатки, склочно-носочные изделия — все это производится на разных фабриках. Содержать фабрику под каждый ассортимент дорого. А обеспечить каждое производство объемом еще сложнее, нам сейчас это не нужно.

Время от времени задумываемся о своем производстве. Прежде всего нужно понять, какое именно производство нам нужно. Аутсорсинг очень популярен в компаниях, где есть культура расчета стоимости денег. Иногда выгоднее отдавать услугу на аутсорсинг, где люди имеют узкую специализацию, профессиональные знания, правильное современное оборудование. Наша задача — контроль и грамотный выбор качественного производителя.

Об авторе

Анастасия Василькова

Магистр филологических наук, магистр экономики, переводчик с французского и английского языков. В бизнесе — с 1999 года, в компании со дня основания — с 2007 года.

ООО «Беби шик» (Choupette)

Сфера деятельности: производство одежды и товаров для детей

Численность персонала: 2000, включая производство

Годовой объем продукции: 750 000 единиц (в 2016 году)

Компания, упомянутая в статье

ООО «Кит»

Сфера деятельности: производство медицинских и других масок, детская косметика

Численность персонала: 131

Годовой объем производства: 100 млн медицинских масок (за 2016 год), 130 млн медицинских масок (за 2017 год, план)

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте www.e.gd.ru).