Вредные советы: как уволить сотрудника и прослыть м***ком
Вы узнаете: как не стоит прощаться с сотрудниками, если не хотите слышать о себе негативные отзывы.
В июне 2019 года в московском ресторане без объяснения причин уволили бар-менеджера и управляющую. Первая девушка не стала писать заявление по собственному желанию. Работодатель выплачивать компенсации отказался.
Когда бывшие сотрудницы приехали за последней заработной платой, началась потасовка. Учредитель замахнулся на девушек стулом. Бар-менеджер пыталась заснять потасовку на телефон, совладелец набросился на нее с кулаками и криком: «Убью тебя!» В результате их разняли работники ресторана.
Бывшая сотрудница написала заявление в полицию и сняла побои. После инцидента из заведения уволился почти весь персонал. А совладелец «прославился» в ресторанном бизнесе.
В статье мы собрали вредные советы практиков по увольнению. Если последуете этим рекомендациям, то вы с гарантией услышите о себе много нелицеприятных отзывов.
Информация о компании
QBF
Сфера деятельности: финансовая группа.
Численность персонала: 326.
Территория: РФ.
Оборот за шесть месяцев 2019 года: 7,8 млрд руб.
Измените условия договора и не выполняйте обещаний. В московской страховой компании в одностороннем порядке изменили условия трудового договора с новым руководителем дирекции территориальных продаж.
При трудоустройстве обещали свободный график, высокий оклад и процент от привлечения клиентов. Он мог формировать бюджет дирекции.
Через несколько месяцев приостановили все его проекты, перестали выделять бюджет. Ввели долгое согласование каждого пустяка с владельцами компании. Сделали фиксированный график. Причины не озвучили.
Учредители ссылались на ст. 74 ТК «Изменение условий трудового договора». Но они не могли законно обосновать свои действия. Во-первых, не предупредили письменно за два месяца, как это предусмотрено законом. Во-вторых, не получили согласия сотрудника.
Все закончилось увольнением. Компании повезло: экс-руководитель не стал обращаться в трудовую инспекцию. Однако на собеседованиях часто рассказывал об этом случае.
Репутация его бывшего работодателя на рынке довольно быстро оказалась подмоченной.
Увольте одним днем без объяснения причин. В 2009 году в московском финансовом холдинге акционеры уволили гендира одним днем, даже не встретившись лично.
Сначала дела шли хорошо, директор справлялся. Затем акционеры решили изменить вектор развития компании, а директора «по-тихому» сместить. Для всех сотрудников это стало шоком.
Утром он пришел на работу, ни о чем не подозревая. После обеда заявилась служба безопасности, собрала вещи и указала на выход. Ему не дали ни объясниться с владельцами, ни попрощаться с коллегами.
Акционеры хотели избежать конфликта. Но недостаток информации, наоборот, спровоцировал слухи.
Экс-генеральный директор не стал писать негативные отзывы. Но сегодня почти во всех финансовых компаниях знают об этой истории.
Информация о компании
GPC Pharmaceuticals
Сфера деятельности: производство косметики, парфюмерии.
Численность персонала: 100.
Территория: МО, г. Королев.
Оборот в 2018 году: около 350 млн руб.
Дойдите до абсурда в контроле. Ежедневно заставляйте писать отчеты о проделанной работе, критически и подробно их обсуждайте.
Рано или поздно написание отчетов займет у сотрудника больше времени, чем сама работа. В лучшем случае после увольнения он не станет вас рекомендовать, в худшем — напишет негативные отзывы.
Сообщите об увольнении перед выходными или отпуском. Скажите сотруднику в пятницу, что понедельник — его последний рабочий день. У работника будет время «собраться с мыслями» или проконсультироваться с юристом.
В трудовых судебных разбирательствах известны случаи, когда сотрудники успевали за выходные организовать профсоюз и подать коллективную жалобу на работодателя. Более «подлый» вариант — сообщить перед отпуском. Так вы избежите неприятного разговора, а сотрудник будет еще долго вас вспоминать.
Лично я сообщаю об увольнении в начале недели — так сотрудник начнет быстрее искать работу. Всегда отпускаю на собеседования, не фиксирую отсутствие. При этом работник должен выполнять хотя бы минимум своего функционала.
Информация об авторе и компании
Борис Альхимович набрал 3696 баллов в проекте «Генеральный Директор.Рейтинг»
Redday
Сфера деятельности: event-агентство.
Год основания: 2004.
Численность персонала: 30.
Территория: РФ.
Распустите слухи о планируемом увольнении. Самый верный способ испортить репутацию компании и свою собственную — сообщать сотрудникам об увольнении не лично, а через третьих лиц. Поэтому расскажите коллегам увольняемого о своих планах. Кто-то пожалеет сотрудника и поделится с ним слухами. Ваша задача — поставить увольняемого в некомфортную ситуацию, чтобы ему хотелось побыстрее сбежать.
Я считаю, что сообщать об увольнении лично — прямая обязанность руководителя. Это особенно важно в небольших компаниях.
Информация об авторе и компании
Антон Дурнецов набрал 54 балла в проекте «Генеральный Директор.Рейтинг»
BGStaff
Сфера деятельности: подбор персонала для сферы информационных технологий.
Численность персонала: 10.
Территория: РФ и страны Европы.
Создайте невыносимые условия труда. Около 10 лет назад наблюдал «экстремальное» увольнение. Я работал директором по информационным технологиям в компании по производству пивного оборудования. Исполнительный директор конфликтовал с сейлзом, который не выполнял план, опаздывал.
Уволиться по собственному желанию менеджер отказывался. Директор в наказание пересадил сотрудника в тесный кабинет без техники и связи, оставив только стул и стол. Через четыре дня менеджер покинул компанию и описал ситуацию на сайте отзывов о работодателях. Немного преувеличил: якобы его закрыли в подвале в одиночестве.
Об эмоциональном директоре узнали за пределами компании. Черный пиар хуже разбирательств с трудовой инспекцией. Ведь в последнем случае вы потеряете время, нервы, деньги, но не испортите репутацию.
В нашем агентстве эту историю рассказывают директорам, желающим жестко уволить сотрудника, который надоел или не хочет работать.
Информация о компании
«Объединенная аутсорсинговая компания»
Сфера деятельности: бухгалтерско-юридическое сопровождение, подбор персонала, PR-поддержка.
Численность персонала: 160.
Увольте прилюдно. Соберите коллег и скажите сотруднику о его увольнении. Свидетелей «краха» работника должно быть как можно больше.
Такими действиями вы вызовете у него неприязнь. Но у вас будет козырь: после публичного увольнения он вряд ли захочет встречаться с бывшими коллегами. И оставит о вас негативные отзывы.
Последние рабочие дни он будет мстить, что грозит утечкой конфиденциальной информации, если у сотрудника был к ней доступ.
Информация об авторе и компании
Александр Климов набрал 2392 балла в проекте «Генеральный Директор.Рейтинг»
ГК Umbrella Group
Сфера деятельности: юридические, бухгалтерские, аудиторские услуги.
Год основания: 1990.
Численность персонала: 50.
Территория: Новосибирск.
Выручка за год: 60 млн руб.
Рубите с плеча, не разобравшись в ситуации. Как-то я едва не лишился ценного сотрудника, обвинив его в краже.
В один из юридических отделов пришел новый руководитель. Он начал обновлять команду, заменяя опытных сотрудников «своими» людьми. Поначалу задачи выполнялись, я не вмешивался. Через некоторое время отдел почти целиком состоял из молодых амбициозных, но малоопытных юристов. Выручка отдела стала снижаться.
Руководитель нашел причину: обвинил одного из «старых» юристов в работе «мимо кассы». Сотрудник обиделся, предложил уволиться, но не привел аргументов в свою защиту.
На эмоциях я готов был расстаться с «вором». Дал себе время остыть. Понял, что не хочу отпускать ценного работника, как и прощать воровство. Предложил ему добровольно пройти проверку на полиграфе в институте неврологии и психологии. Выяснилось, что он не воровал.
Из-за наговоров авторитет руководителя отдела был подорван, он уволился. А опытного сотрудника мы сохранили.
Информация о компании
Oskelly
Сфера деятельности: маркетплейс брендовых товаров.
Численность персонала: 25.
Территория: РФ.
Идите на поводу у шантажиста, который тянет время. Маркетплейс брендовой одежды и аксессуаров я основал три года назад. Одна из первых сотрудниц, модератор товаров, ежемесячно не выполняла план и опаздывала.
В проекте два основных лида: привлечение товаров от продавца и продажа их через сайт. От модератора многое зависело. Ее отношение к работе выводило из себя, решил уволить. Начался шантаж: слезы, обещания исправиться.
Три месяца жалел. Когда понял, что меняться она не будет, предложил распрощаться. Тогда мне позвонил ее представитель, потребовал дать ей отпуск, два месяца отработки. Грозился пожаловаться в трудовую инспекцию.
В договоре я прописал ее обязанности: число привлеченных и проданных товаров, модераций. KPI она не выполняла, отчеты хранил. Опоздания фиксировал.
Отпуск давать отказался: полгода не прошло. На слезы уже не поддавался. Она не стала жертвовать отпуском и согласилась уволиться.
Моя ошибка в том, что я проявлял жалость, когда нужно было сразу увольнять, не выявил шантажиста. Сотрудница ушла со скандалом, остался осадок.
Информация о компании
«Тайм Консалтинг»
Сфера деятельности: консалтинговые услуги.
Численность персонала: 25.
Территория: РФ.
Заставьте написать заявление об увольнении с открытой датой. При приеме на работу подсуньте сотруднику заявление об увольнении с открытой датой. Первые дни новые работники чувствуют себя неуверенно, поэтому согласятся на многое.
В суде легко докажут неправомерность подобного увольнения. Так, чернил другого цвета, использованных при написании даты, будет достаточно, чтобы проиграть спор. А если в заявлении нет дат подписания и увольнения, уход сотрудника автоматически считается вынужденным.
Компания не имеет права в одностороннем порядке определять последний день работы, если не заключает срочный договор. Однако даже при срочном договоре сотрудник должен самостоятельно написать заявление об увольнении.
Такое увольнение грозит не только сплетнями и подмоченной репутацией, но и трудовым спором. В 99 процентах случаев суд встает на сторону сотрудника.
Чаще заключают мирное соглашение, а увольнение меняют на сокращение штата. Но некоторым работодателям приходится платить штрафы.