ещё
свернуть
Все статьи номера
10 , Октябрь 2019
Личные стратегии
Общение

«А поговорить?» С кем директору поделиться проблемами

Что вы узнаете после прочтения статьи: к кому обращаться с назревшей проблемой, а когда найти решение возможно и самому.

Экс-директор Центра финансовой культуры Роман Аргашоков в своем подкасте «Вперед к финансовой свободе» рассказал, как пользовался услугами ментора.

Предприниматель регулярно сетовал на сотрудников, что они, мол, ничего не успевают, «косячат». В какой‑то момент ментор сказал: «Рома, сотрудники всегда будут продавливать тебя на процесс. А твоя задача — получить от них результат».

Эта фраза изменила подход предпринимателя к общению с сотрудниками и помогла решить множество проблем.

О ценности менторства говорит и автор книги «Я слышу вас насквозь» психиатр и специалист по бизнес-переговорам Марк Гоулстон. Он считает, что, если у предпринимателя есть проблемы, ментор — человек, который идеально подходит для того, чтобы их решить. Идея в том, что менторы не принимают активного участия в вашем развитии, но помогают возвратиться к выбранному курсу, если вы сбились с пути.

15%
жителе й нашей страны хоть раз обращались к психологу

Желание сохранить уважение и благосклонное отношение ментора будет побуждать вас не просто обсуждать с ним проблемы, но и активно решать их самому. В этой статье ваши коллеги рассказывают, с кем еще они делятся своими сложностями.

Психолог

С какими проблемами обращаться:

  • внутриличностные;
  • межличностные;
  • кризисные состояния;
  • зависимости;
  • проблемы, связанные с личностным развитием.

«Важный инструмент, которым регулярно пользуюсь, — это посещение психолога, — рассказывает Евгений Чернов, управляющий партнер компании Future Business Rivals. — Я всегда был эмоциональным человеком, иногда это плохо влияло на личную жизнь и карьеру. Психолог помогает убрать лишние мысли, сосредоточиться на главном и сформировать у себя навыки работы с негативом, что очень полезно как в работе, так и после нее. Хороший способ “утилизировать” эмоции. Хотя на ежедневной основе больше нравится спорт: позволяет вместе с калориями сжечь негатив, сбросить напряжение и отпустить стрессовую ситуацию».

Сооснователь сервиса аренды Next2U Екатерина Крайванова также пользуется услугами профессионального психолога. Предпринимательница решала для себя вопросы обратной связи с сотрудниками.

«Вроде бы все образованные, и понятно, что обратная связь бывает качественная и некачественная. И если тебя не спрашивали, то отвечать не стоит. Но, работая с сотрудниками, все равно давала связь, даже если человек не просил, — вспоминает Крайванова. — Один разговор с психологом, разбор нескольких примеров, и вот ты уже понимаешь, что те же вещи можно проговаривать иначе, — больше вероятности, что сотрудники услышат».

А вот если искра пропала и нет прежнего запала, психолог вряд ли поможет.

«Если и есть проблемы, с которыми не стоит идти к психологу, так это те, что связаны с мотивацией. Ничего не хочется, нет четко сформулированного запроса, который нужно решить? Психолог не поможет, потому что он помогает достать что‑то из тебя. Однако, чтобы получить ответ, надо знать вопрос», — советует соосновательница Next2U.

Профессиональный коуч

Если проблемы в сфере образования связаны с недостатком знаний и опыта, то вам прямая дорога к тренерам и менторам.

С какой целью обращаться:

  • получение новых знаний;
  • отработка новых навыков;
  • персональные ментальные тренировки;
  • планирование и контроль получения результата.

Пять лет назад у директора гипермаркета «О’кей» Романа Гордиенко был опыт обращения к коучу. В компании проводился отбор на позицию директора нового гипермаркета. В оценке участвовали как внешние, так и внутренние кандидаты, а сам ассесмент заказывали у внешнего поставщика.

По итогам «кастинга» каждому участнику дали обратную связь и показали текущий профиль основных компетенций руководителя и лидера. «Специалист, который проводил оценку, раскрыл мои зоны развития. А тот факт, что по итогам оценки я не получил желаемую позицию, только подтвердил это», — рассказывает Гордиенко. Перед ним встал вопрос: как совершенствовать компетенции и навыки руководителя?

Помогли коучи, которые в течение четырех месяцев встречались с Гордиенко раз в неделю. У него был запрос на развитие целеполагания, планирования, делегирования, контроля, тайм-менеджмента и умения ставить задачи. «Параллельно закрыли проблему развития личной эффективности: режим дня, чтение книг, здоровый образ жизни, — рассказывает Роман Гордиенко. — Каждая сессия включала теорию, которая тут же сменялась практикой. Полученные знания и умения трансформировались в навык, который я отрабатывал на рабочем месте. После обучения снова участвовал в конкурсе на позицию директора гипермаркета, в результате получил место».

84%
компаний из списка Fortune 500 используют коучинг как стиль управления

Цель коучинга — научить человека мыслить по‑другому, видеть ситуацию с разных сторон и самостоятельно принимать решения.

Еще один аргумент: тут соблюдается политика конфиденциальности, часто подписываются NDA, что позволяет снять риск раскрытия личной информации.

«Я была по обе стороны баррикад, — вспоминает Виктория Лубянская, основатель компании “Ника Коуч”. — В 2014‑м обратилась к рекомендованному бизнес-коучу, так как “застряла”». Вопросов было больше, чем ответов. А в компании, по ее словам, как правило, нет людей, которые объективно готовы помочь в решении проблем.

«А как развиваться, когда не знаешь реальной картины? Теперь же я знала: в четверг встречусь с коучем и смогу проговорить все тревожащие меня мысли — одно это уже помогало значительно снизить уровень стресса. Сама работа с коучем помогала трезво взглянуть на ситуацию в целом и принять взвешенное решение. Первый серьезный результат появился через три недели совместной работы при встречах раз в неделю. Перестала ощущать нервозность и смогла “выдохнуть”», — рассказывает Виктория Лубянская.

Бизнес-сообщества

С какими проблемами обращаться:

  • нехватка полезных знакомств;
  • нехватка новых партнеров по бизнесу;
  • нехватка другого взгляда на решение задач.

В 2019 году владелец производственной компании на одной из встреч бизнес-клуба попросил помочь придумать, чем еще можно загрузить металлообрабатывающее оборудование. Ему предложили выпускать к весеннему огородному сезону ограждения для грядок — простой и высокомаржинальный продукт.

На следующий день собственник сделал образцы, в начале марта участвовал с этим товаром на весенней ярмарке, а уже в апреле 2019‑го ограждения для грядок принесли 20 процентов прибыли всей компании.

«У нас была проблема с адаптацией нового персонала в связи с особенностями рынка и продукта, — вспоминает Анна Ващенко, директор группы компаний “Восток”. — На одном из заседаний клуба коллеги как раз делились опытом по данной теме. В результате мы смогли составить оптимальную программу адаптации сотрудника. Благодаря этому создали экспресс-курс ввода в должность для новых сотрудников».

Экспресс-курс — своего рода продажа компании соискателям с целью вовлечь их в процесс, включить новичка в команду для достижения общей цели. Анна Ващенко прописала подробную программу обучения и промежуточного тестирования новых сотрудников. Создала систему наставничества с обязательной мотивацией наставника, ориентированной на достижение результата новичками.

«В клубе нашлись решения проблем взаимоотношений с клиентами и своевременной реакции на жалобы потребителей. Коллеги поделились своим успешным опытом автоматизации процесса сбора точек зрения клиентов и анализа претензий к качеству обслуживания», — говорит Ващенко.

Благодаря советам и примерам коллег она приняла в компании жесткий регламент работы с жалобами и отклонениями от стандартов качества обслуживания. Также она пересмотрела KPI сотрудников, занимающихся продажами. В результате этот уровень увеличился до 98 процентов в продажах и 86 процентов в сервисе, количество повторных продаж при этом выросло до 47 процентов.

Родственники и друзья

С какими проблемами обращаться:

  • моральные дилеммы;
  • невозможность объективно оценить риски;
  • страх совершить поступок.

«За оперативными рекомендациями и помощью хожу к друзьям. Среди них много предпринимателей, которые являются для меня примером, — говорит Евгений Чернов. — Плюс много советуюсь с отцом-бизнесменом. Ему 63 года, у него огромный опыт работы в промышленности — дает подсказки, как общаться с людьми, как выстраивать процессы. Его идеи сильно помогают».

Аналогичным образом поступала и Виктория Савкина, генеральный директор торгового дома «Компаньон»: «Восемь лет назад, когда мне предложили возглавить компанию, у меня не было управленческого опыта. Поэтому чувство страха преследовало регулярно. Например, перед увольнением сотрудников отдела продаж за неэффективность, которое закончилось затяжным судебным разбирательством, внезапными проверками налоговой службы и трудовой инспекции. Страх совершить ошибку не позволял рационально мыслить.

Когда понимала, что не в состоянии справиться с делами, обсуждала эти ситуации с собственником бизнеса, мужем или, скажем, преподавателем курсов НЛП. С собственником говорили о текущих делах компании. Рассказывала о проблемах и озвучивала, как поступлю. А он в ответ размышлял, что бы сделал на моем месте. Его опыт и рассудительность действовали успокаивающе, страх отступал. Схожим образом обсуждала страхи и сомнения с мужем и преподавателем».

Альтернативные источники решения проблем

Бывает так, что решение или ответ на волнующий вас вопрос можно найти в других источниках.

Религия. По духовно-личностным вопросам Евгений Чернов, управляющий партнер компании Future Business Rivals, на протяжении 27 лет раз в полгода несколько часов общается с буддийским монахом, который руководит дацаном на Байкале.

Предприниматель рассказывает свои истории, а монах пытается скорректировать его мироощущение. «Находясь в “тусовке”, мы теряем связь с внешним миром и начинаем строить гипотезы об окружающей действительности исходя из личного опыта и убеждений, доминирующих среди близких людей. Это приводит к плачевным результатам, так как, к сожалению, такие гипотезы имеют мало общего с реальным положением дел.

На определенном этапе монах сделал что‑то вроде карты личностного развития, и я стараюсь ей следовать», — делится опытом Евгений.

Профессиональные издания. Николай Елизаров, директор компании «Опта», в качестве дополнительного источника решения проблем использует журнал «Генеральный Директор».

«Благодаря изданию корректирую вектор поиска решений. В некоторых случаях чувствую внутренний отклик, когда читаю об опыте коллег, — говорит Елизаров. — Например, в плане личной мотивации, когда изучал статьи про не самые лучшие времена бизнесменов и их опыт выхода из ситуации. Эти истории помогли отследить собственные неправильные мысли. Еще пример: статьи о сокращении расходов сделали свое дело — я закрыл корпоративный кредит».

 Как выбрать подходящего специалиста

Независимо от того, к какому профилю относится специалист, есть пять универсальных требований, которым он должен соответствовать.

1. Высокий уровень образования. Спец с документами государственного образца заслуживает большего доверия, чем человек с сертификатами иностранных тренинговых компаний или отечественных онлайн-курсов.

2. Практика свыше пяти лет. Непрерывный опыт работы в одном направлении — это те самые 10 тыс. часов, после которых человек становится мастером своего дела. Трудно найти спеца, который при таком объеме практики плохо освоил бы профессию.

3. Возможность своими глазами посмотреть на человека в деле. Всегда узнаю, где можно увидеть, как он работает.

4. Положительные результаты в профильной сфере. Изучайте отзывы клиентов. Да, сегодня отзывы можно подделать. Также вы можете наткнуться на негативные отзывы, оставленные конкурентами, но все же сумеете составить общее представление.

5. Демонстрация своих возможностей. Специалист должен сам соответствовать тому, чем занимается. Это все равно что парикмахер с прической, врач — здоров, а спортсмен — подтянут.

По материалам Дмитрия Рассохина, генерального директора компании «Урал»