ещё
свернуть
Все статьи номера
2 , Февраль 2020
Лидерство
Безразличие

Пять ошибок сотрудников, которые подставили директора перед клиентами

Вы узнаете: к чему приводит невнимательность сотрудников, как на это реагировать и что сделали ваши коллеги, чтобы ошибки не повторялись.

Основатель и директор компании «Молодые и голодные», занимающейся печатью полиграфической продукции, Виктор Клименко дал сотрудникам задание сделать ему визитки для крупного мероприятия.

Дизайнер-верстальщик допустил ошибку в номере телефона директора. Из-за разгара рекламного сезона возможности проверить макет визиток у директора не было. В результате на мероприятии управленец раздавал визитки с чужим телефоном.

Просчет сотрудника оказался губительным для доходов компании. Обнаружив ошибку, директор устроил рабочее собрание. Перед этим составил и распечатал грамоту «Ведущему за***нцу» и публично поблагодарил сотрудника за подобный «креатив».

Затем вручил ему грамоту вместе с заполненным за него заявлением об увольнении. А остальным сотрудникам объяснил: если еще раз кто-нибудь позволит себе не проверить макет, то будет оштрафован на размер месячной зарплаты. Впоследствии директор сам визировал все макеты.

В этой статье ваши коллеги рассказывают, с какими ошибками подчиненных сталкивались они и как подстраховаться.

1
Продал ноутбук за 5% цены

«В начале декабря 2019 года наш категорийный менеджер продал клиенту ноутбук со скидкой 95 процентов, — рассказывает Евгений Волженин, гендир онлайн-гипермаркета “КотоФото”. Вследствие технического сбоя и невнимательности сотрудника на сайте kotofoto.ru обрушилась цена на ноутбук Lenovo Yoga 530-14ARR Onyx Black. В ночь на 11 ноября вместо 70 тыс. руб. гаджет стоил 3601 руб. Один покупатель оформил заказ и оплатил его на сайте картой».

Утром сотрудники отдела продаж попытались отменить заказ. Однако покупатель попался грамотный: апеллировал к тому, что при покупке был заключен договор оферты, указывал на предоплату. Колл-центр продолжал настаивать, пытался загладить вину подарочным промокодом на скидку, но клиент не отступал. «После совещания топ-менеджеры решили поддержать покупателя, — говорит Евгений Волженин. — В итоге он приобрел ноутбук со скидкой в 66 399 руб.».

Как подстраховаться. В компании кроме ручного контроля за выгрузкой цен ввели и автоматический, прописанный собственными программистами вместе с разработчиками «1С». Пресс-служба разослала эту историю в различные СМИ и получила рост упоминаний сайта.

2
Стер из базы весь рабочий день компании

«На одном из предыдущих месте работы мы планировали переезд в новый дата-центр, — рассказывает Алексей Суринов, руководитель разработки онлайн- и бизнес-приложений компании Domino’s Pizza. — Системный администратор настроил восстановление базы данных из копии прошлого дня, но зачем-то сделал это ежедневной задачей. Собирался отключить после переезда, но забыл».

День в новом дата-центре компания прожила спокойно, а через сутки случился апокалипсис — база перезатерлась. «Мы потеряли информацию за полный бизнес-день: данные по складу, передвижения товаров по нему, закупки, поставки и отгрузки, заказы пользователей, оплаты по ним, данные новых пользователей», — вспоминает Алексей Суринов.

Компании пришлось восстанавливать базу из косвенных источников. «Этот ад длился около 60 часов без перерывов на сон и поездок домой. Мы справились, но этот опыт впечатался в память всех», — говорит Алексей Суринов.

Как подстраховаться. «Мы занесли опыт этой ошибки в будущий план переезда на случай, если он случится снова, плюс немного изменили схему резервирования», — говорит Суринов. Сам сотрудник, который допустил ошибку, до этого работал без осечек. Он непосредственно участвовал в восстановлении базы, потому руководители решили, что он в достаточной мере осознал масштабы произошедшего.

3
Купил участок, не подходящий для строительства

«Мы купили участок земли, на котором планировали построить дилерский автоцентр. Место соответствовало всем международным стандартам», — рассказывает Олеся Ледуховская, гендир торговой группы «Азия». Директор по развитию подписала документы купли-продажи, прошла регистрация, и компания приступила к созданию архитектурного плана.

33%
сотрудников скрывают свои «косяки» в работе

Затем менеджер поехала утверждать план дилерского центра в энергетическую компанию. Но там ей сказали: «Извините, по этому участку идет оптоволокно, а еще федеральная трасса краем заходит. Администрация уже все согласовала, план переносу не подлежит, разрешение не дадим».

«Результат: полгода 15 человек работали в убыток, плюс потраченные деньги на покупку участка, плюс невыполненный дилерский договор, — говорит Олеся Ледуховская. — И все лишь из-за того, что некомпетентный новый сотрудник не дочитал до конца документы юридического due diligence».

Директор по развитию, чтобы спасти ситуацию, общалась с энергетической компанией в поисках компромиссного решения. «В результате нам предложили съездить к руководителю трубопрокатного предприятия — подрядчика по прокладке федеральной трассы — и попросить сделать специальную трубу, чтобы особым методом поместить в нее оптоволоконный провод и тем самым обезопасить зону застройки», — говорит Ледуховская.

Директор по развитию неделю уговаривала трубопрокатный завод, чтобы тот в обозначенный срок изготовил трубу. В итоге договорилась на условиях, что мы тоже сделаем для завода одолжение. «В результате через три месяца менеджер смогла согласовать и утвердить план дилерского центра, а еще через полгода — открыть его», — говорит Олеся Ледуховская.

Сотрудницу наказали: она осталась без годового бонуса. В итоге эта история сделала ее требовательнее, внимательнее и компетентнее, а ее отдел в течение пяти следующих лет показывал лучший результат в своей сфере и среди конкурентов.

Как подстраховаться. После этого инцидента гендир «Азии»:

  • ввела бонусы для сотрудников за достижение результата в каждом проекте компании;
  • стала оценивать сотрудников перед приемом на работу, а также каждый квартал;
  • прописала четкий регламент согласования решений, постановлений и договоров.
Какую меру наказания вы считаете уместной за проступок
Мера наказанияРазовый проступок, %Проступок средней тяжести, повторяющийся регулярно, %Тяжелый проступок, % (алкоголь на работе, критическая ошибка)  
Устное предупреждение82153
Письменное предупреждение383923
Разъяснительная беседа483022
Прилюдное осуждение133651
Дополнительная работа394120
Выговор183151
Лишение премии113950
Лишение отпуска (отказ в требуемой дате)104149
Увольнение22771

Источник: опрос компании HeadHunter среди рядовых сотрудников российских организаций 

4
Обманул клиента

«Наш постоянный клиент из Новосибирска сделал заказ. Он был несложным в исполнении: на маленькую шоколадную плитку 3,5 × 3,5 см в простой упаковке нанести логотип и название компании клиента», — рассказывает Александр Куклев, сооснователь компании Benkoni.

«В день отправки заказа мы с партнером ехали на деловую встречу по соседству с магазином клиента, — говорит Куклев. — Решили завезти заказ самостоятельно».

Клиент был доволен: заказ доставлен оперативно, документы подписали на месте. В середине разговора заказчик открыл первую коробку, и повисла неловкая тишина. В коробке лежал шоколад, но этикетки были черного цвета, без логотипа клиента и вообще без какого-либо текста.

Александр Куклев вспоминает, что за несколько секунд в голове у него прозвучали вопросы:

  • Как можно было так опозориться?
  • Куда смотрели все сотрудники производства?
  • Как могли не заметить этого дизайнер, печатник, упаковщики, сортировщики?
  • Почему никого из сотрудников компании, которая производит брендированный шоколад с логотипами клиентов, не смутила полностью черная упаковка без обозначения или картинки?

«В итоге, как в хорошем американском вестерне, мы с партнером аккуратно закрыли коробку и покинули офис клиента в тишине. Напоследок пообещали исправить ошибку и привезти нормальную продукцию», — говорит Куклев.

Как подстраховаться. Можно было обвинить в ошибке печатника, но делать этого Куклев не стал. В бизнес-процессе сотрудника было прописано: вывести на печать макет. В данном случае произошла ошибка в программном обеспечении, и в макете не печатался логотип. «Мы изменили процесс и ввели новое правило, — говорит Куклев. — Теперь после печати сотрудник визуально сравнивает полученный результат с макетом на компьютере на предмет наличия важных элементов».

5
Продал несуществующие опции

«В 2019 году менеджер по продажам, который не слишком хорошо разбирался в технических вопросах, пообещал клиенту опции в нашей облачной АТС, которые были только на стадии разработки», — рассказывает Роман Некрасов, генеральный директор Encry Telecom.

Клиент подписал договор, но в итоге получил урезанную версию обещанного. Менеджеру пришлось лично ехать к заказчику в другой город, долго извиняться, обещать все исправить, а позже — краснеть и слушать оправданные претензии.

Как подстраховаться. «С тех пор мы следим за тем, чтобы и технический отдел вовремя отчитывался о текущих разработках, и отдел продаж в случае возникновения технических вопросов обращался к “технарям” за консультацией, — говорит Некрасов. — Больше таких ошибок никто не совершал. Опции, которые мы обещали клиенту, удалось доделать на два месяца раньше плана».

Два действенных метода борьбы с «косяками» сотрудников

Первая реакция на ошибку — наказать виновника, однако есть альтернативные способы указать на ошибку и не убить мотивацию работника.

Воспитательный метод. Когда сотрудник ошибается, гендир компании Chobi Гульнара Бильданова вместе со «штрафником» ищет быстрый и наименее затратный вариант, как исправить проблему. За первую ошибку сотрудника не штрафуют. Если работник ответственный, неравнодушный и лояльный, то его должно мучить чувство вины.

Чтобы чувство вины возникло наверняка, директор в процессе поиска решения показывает, во что обходится компании устранение последствий. При работе над исправлением ошибки директор наблюдает за действиями сотрудника и отслеживает результат. Параллельно исправляет слабые места, которые привели к ошибке. В результате количество ошибок сократилось на 90 процентов.

Терапевтический метод. Если сотрудник ошибался впервые, экс-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Владимир Моженков приглашал его в кабинет, давал чистый лист бумаги и просил написать объяснительную. Когда работник описывал произошедшее, он заново все переживал и видел свои ошибки со стороны, давая им объективную оценку.

А признательность за отсутствие штрафов и выговоров побуждала оплошавшего удерживаться от подобных ошибок впредь.

При всей простоте этого способа расслабленности у сотрудников не возникало. Мало кому хотелось оказаться в кабинете руководителя еще раз по тому же поводу

Три курьезные ошибки сотрудников

Туалет без двери. Сотрудник архитектурной студии LichkoArchitects, проектируя мебель для гостевого санузла заказчика, забыл учесть, что дверь в этот самый санузел вообще-то должна открываться. На этапе чертежей этого никто не заметил. Когда специалисты стали монтировать тумбу, то обнаружили, что она не вписывается по размеру. Так владельцы архитектурного бюро стали обладателями предмета мебели стоимостью 1500 евро.

 

Газета с матом. В 1990-х в газете «Вечерняя Москва» в материале к 1 Сентября под заголовком «Прощай, пятибалльная система» в слове «пятИбалльная» верстальщик, не зная, что поставить — «и» или «е», — оставил обе буквы в надежде, что корректор поправит. Но никто не заметил, и газета вышла. Когда сотрудница позвонила своей дочери-пятикласснице, чтобы порекомендовать статью, ее дочь воскликнула: «Мама! Ты сама-то читала?!». Корректора уволили.

Личные фото на корпоративной странице. В конце года соосновательница сервиса аренды Next2U уехала в отпуск и решила поделиться семейными фотографиями у себя в Facebook. Фотографии были красивые: эффектный номер отеля, вид из окон на заднем плане, разобранная кровать и домашняя обстановка, симпатичный маленький ребенок. Вот только она забыла перелогиниться и опубликовала это на официальной странице компании.