ещё
свернуть
Все статьи номера
5 , Май 2020
Забота о себе
Саморазвитие

Как принимать верные решения, когда вокруг все «горит»: шесть рабочих приемов

Зачем читать статью: чтобы научиться не поддаваться панике и узнать, как вернуть себе трезвый взгляд на вещи, если это все-таки произошло.

Российский психолог Михаил Лабковский признается: когда началась история с коронавирусом, он потерял 120 тыс. долл., так как организаторы разом отменили все его выступления. «Конечно, это меня опечалило, — говорит психолог. — А потом я понял, что никак не могу на это повлиять и смысл в моей печали отсутствует».

Лабковский советует понять, что произошло это со всеми и во всем мире. Вы никак не можете изменить ситуацию. Ее можно только усугубить чтением экономических сводок о том, что все пропало. Или можно этого не делать. «Сосредоточьтесь на вещах, которые дарят вам радость и спокойствие, — считает Лабковский. — Не надо усугублять ситуацию. В этом нет смысла».

В этой статье ваши коллеги рассказали, каким образом они справляются со стрессом и сохраняют самообладание в ситуации, когда рушится все вокруг.

1
Разработайте сценарии

Стресс возникает там, где нет порядка и структуры. Первый шаг к порядку — понять, что именно вас тревожит. Ответьте на вопрос: «Что в нынешней ситуации для меня страшнее всего?»

После того как вы распознаете свой страх, задайте себе второй вопрос: «Можно ли повлиять на ситуацию так, чтобы она стала менее тревожной и более стабильной?»

Если ответ «да». Составьте на бумаге подробный план действий. Каждый день совершайте одно действие для воплощения задуманного. Ощущение продвижения к цели будет внутренне поддерживать вас и успокаивать.

«Составьте план на месяц, неделю, день и четко работайте по нему. Сегодня я четко знаю, что нужно делать, у меня есть конкретные дела и задачи. Значит, все под контролем», — говорит Илья Рубцов, директор центра развития цифровых продуктов банка «Санкт-Петербург».

«Я спланировала свои действия для самой худшей ситуации. Например, что я буду делать, если кризис затянется, мой бизнес встанет и у меня начнут кончаться финансовые резервы», — говорит Юлия Трус, основатель онлайн-школы удаленных менеджеров по продажам.

«Я поняла, что моих профессиональных навыков хватит, чтобы найти работу или подработку и покрывать текущие расходы. Если окажется, что я и устроиться никуда не смогу, поеду жить в маленький город, где расходы на жизнь существенно меньше. Например, расходы на месяц жизни в Москве сопоставимы с деньгами, на которые в Белоруссии можно жить три месяца», — резюмирует Юлия.

В результате Юлии Трус стало легче. Она искусственно вывела себя из состояния неизвестности в состояние «я знаю, как я буду жить и что мне делать». Юлия продолжает работать с надеждой на лучший сценарий, при этом она морально подготовлена к худшему.

75%
менеджеров не менее чем один раз в квартал принимают ответственные решения

Если ответ «нет». Ищите положительные стороны в нынешнем положении. Используйте освободившееся время для внутреннего роста: больше читайте, пройдите онлайн-курсы.

Используйте прием, который психологи называют отсрочкой. Скажите себе, что продолжите неукоснительно действовать по намеченному плану ровно две недели. Если неопределенность не пройдет — измените план. Волнение отступает, как только приходят первые результаты.

2
Отключитесь от инфошума

Перестаньте следить за источниками новостей, где аудиторию «накручивают». Найдите СМИ без эмоциональной составляющей. Идеал — сухая выжимка новостей в текстовом формате.

«Я сел на низкоинформационную диету, — говорит Илья Богин, основатель и управляющий партнер компании Insight Group, занимающейся обучением персонала. — За последний месяц количество поступающей информации кратно увеличилось. А сегодня любая информация — это стресс. Этот стресс побуждает моих коллег-директоров принимать поспешные решения».

Богин отключил уведомления в телефоне и перестал смотреть телевизор. Директор читает новости дважды в день: утром и вечером. Доверяет только официальным и независимым источникам: CNN, «Дождь», Republic, Meduza.

3
Сделайте паузу

Один из приемов мошенников: они постепенно ускоряют темп речи, говорят синхронно в разные уши и так вводят человека в состояние транса. После они могут делать с жертвой все, что захотят. Поэтому, когда события вокруг ускоряются, не стоит пытаться успеть за ними. На скоростях вы рано или поздно совершите ошибку. Наоборот, замедлитесь: дольше обдумывайте поступки, начните медленнее говорить.

«Я решил, что не буду бежать, а, наоборот, замедлюсь и поднимусь над ситуацией, — рассказывает Илья Богин. — Это непросто сделать, когда вокруг тебя все кричат: “скорее, спасаемся, денег осталось на три месяца, нужно всех уволить, избавиться от офиса, закупить подешевле медицинские маски и продавать их подороже”. Я на два дня полностью отключился от внешнего мира».

После паузы Богин обнаружил возможности для бизнеса, которые не были заметны при первом приближении. Например, решил продавать продукты, которые понадобятся клиентам и после кризиса. Также понял, какие направления бизнеса он тащит за собой лишь по инерции, и отказался от них.

Почему нельзя пороть горячку

Владелица и генеральный директор компании «Кусочек счастья ТМ» Лана Казновская открыла в 2014 году в Санкт-Петербурге производство. Вложила и собственные, и кредитные средства. Планировала за год выйти на полный объем загрузки, а затем открывать кондитерские по франшизе. В декабре доллар подорожал, цены на сырье росли каждую неделю.
Директор в панике назначила встречи, чтобы продать бизнес. Страх парализовал ее. Рассуждала так: «Какой смысл трудиться, если все равно разоримся?» Вытаскивали менеджера из этого состояния родные, друзья и сотрудники. Однако доводы разума не действовали. На каждое доказательство того, что «мы справимся», у директора было «да, но…». В итоге управленцу купили горящую путевку в теплые страны.
Вынужденная пауза сработала, директор успокоилась. За это время она проанализировала ситуацию и представила самое худшее, что может произойти. Оказалось, что это не банкротство, а снижение в два-три раза объема продаж и эквивалентное уменьшение прибыли. Вернувшись домой, директор составила план сокращения расходов. В итоге ни одна кондитерская не закрылась. Компания даже нарастила объемы производства.
4
Визуализируйте проблему

Средний человеческий ум не способен удерживать внимание более чем на пяти объектах за один раз. Но порой для принятия решения требуется больше данных. Однако держать их все «в уме» невозможно. В результате — стресс и ложное ощущение, что вы что-то делаете не так.

«Я прибегнул к техникам бизнес-визуализации, чтобы наглядно представить информацию и увидеть картину в целом», — говорит Илья Богин.

Директор использовал: 1. Ментальные карты — метод придания структуры своим идеям с использованием графической записи в виде диаграммы. 2. Стикеры, которые можно группировать и кластеризовать. 3. Доски с задачами по типу методологии канбан. «В офисе сделали большую маркерную поверхность на стене, где можно рисовать», — рассказывает Илья.

Пример визуализации задачи на листе бумаги по методу ментальных карт
Источник: по материалам Ильи Богина
5
Переключайтесь на другую деятельность

Когда события вокруг ускоряются, не стоит пытаться успеть за ними. На скоростях вы рано или поздно совершите ошибку. Замедлитесь: дольше обдумывайте поступки

Заставьте мозг работать, но смените задачу. Генеральный директор компании «Аллегро-Стиль» Ольга Поликарпова занимает себя расчетами. Например, может проверить технико-экономическое обоснование нового проекта. «Цифры оказывают на меня магическое действие, — рассказывает она. — Полчаса расчетов — и лишних эмоций как не бывало. Часто после такого переключения нужное решение приходит в голову как бы само собой».

«Я строю деревянный дом в Подмосковье, причем большую часть делаю своими руками, — говорит Илья Рубцов. — Дерево “дышит”: может расширяться или сжиматься со временем. Соответственно, возникают сложности с возведением перегородок или другими фиксированными конструкциями. Невозможно спокойно повесить кухонные шкафы на стену, поставить перегородку без скользящих опор или установить двери без окосячки».

Решение домашних инженерных задач в голове успокаивает Рубцова. В частности, улучшается сон. «А когда я делаю что-то по выходным своими руками, иногда вместе с сыном, то это просто необходимо для восстановления душевного комфорта», — рассказывает он.

6
Фокусируйтесь на понятных задачах

Работа с понятными задачами помогает сохранять самообладание. Например, в условиях неопределенности сложно разработать детальную стратегию развития, план выхода из кризиса, найти партнера или запустить новый инвестиционный проект. Многие из этих задач требуют вовлечения разных людей, часть из которых трудятся в других организациях, сейчас, возможно, вообще не работающих.

«Есть задачи, которые зависят только от вас, — говорит Илья Рубцов. — Например, сотрудники, которых нужно направлять, мотивировать и контролировать. Я стараюсь четко формулировать поручения подчиненным, провожу планерки, чтобы выяснить статус. Согласовываю документы, провожу встречи с партнерами. Выполняю все те задачи, которыми занимался много раз. И поэтому чувствую себя уверенно и комфортно».

Справиться с неопределенностью поможет формула «3В»

Психологи Высшей школы экономики выяснили, что есть три аспекта, которые позволяют управленцам успешно справиться с неопределенностью. Их можно объединить в формулу «3В».

Воображение. Оно нужно, чтобы выходить за пределы текущей ситуации и строить адекватные прогнозы. Но когда вы пытаетесь вербально сформулировать то, что видите или предчувствуете, процесс останавливают слова. Есть способ обойти это ограничение. Попробуйте все, о чем думаете, нарисовать, слепить, спеть. Например, изобразите свои планы с помощью конструктора Lego. У каждой детали свой размер, вес и цвет. По ходу возникают идеи. Вы видите картину целиком, угадываете за фигурами символы и смыслы. Так легко распознать слабые места

своего замысла и работать дальше. 

Внимание. В самолете не разрешают закрывать шторки во время взлета и посадки. Расчет на то, что пассажир может увидеть аварийную ситуацию с двигателем или на взлетном поле, которую пилот вовремя не заметит. При этом вы часто платите сотрудникам большие деньги и не слушаете, что они вам говорят. Попробуйте увидеть сложившуюся ситуацию глазами другого человека. Это сродни тому, как если после обычного радиоприемника включить объемный музыкальный центр. В мелодии вы начнете различать более тонкие звуки, которых раньше не слышали.

Воля. Мангуст по много часов в день проделывает разные акробатические упражнения. Никаких зрителей нет, денег ему никто не платит,

никакой потребности он не удовлетворяет — ни в еде, ни в сексе, ни в чем. Просто мангуст каждый день готовится к схватке с коброй. Цена этому танцу — собственная жизнь. Зверек постоянно на сто процентов готов для встречи с коброй. И в большинстве случаев мангуст выигрывает. Потому что, выходя на поединок, точно знает, что бой пойдет по одному из тех сценариев, которые он уже отработал. Регулярно моделируйте различные варианты развития событий. Создайте для себя некую бизнес-мастерскую, где вы будете проигрывать варианты событий и делать свои заготовки для каждого из них. Так вы будете готовы к любой неопределенности и всегда заряжены на победу. А у таких людей редко встречаются хандра и тревога.

По материала журнала «Генеральный Директор»