ещё
свернуть
Все статьи номера
11 , Ноябрь 2020
Стратегия
Общение с ФНС

Как налоговики допрашивают гендиров на комиссиях, и что им отвечать + видео

Главное в статье

  1. Список вопросов. Узнайте, о чем вас может спросить инспектор ФНС на комиссии по налогам. Скачайте полный список вопросов в конце статьи.
  2. Возможные ответы. Поймите логику того, что и как можно говорить при общении с сотрудником налоговой.
  3. Лучше не говорить. Посмотрите видео допроса генерального директора, чтобы ознакомиться с вариантами ответов, которые кажутся человеческими, но на деле их лучше не озвучивать.
  4. Психологические приемы. Используйте специальные приемы, чтобы нейтрализовать давление налоговиков-манипуляторов.

 

Автор: Юлия Заздравная

Старший партнер «АНП Зенит». Окончила Казанский государственный финансово-экономический институт по специальности «налоги и налогообложение». Опыт ведения сложных налоговых споров — более 10 лет. Предоставляет экспертную поддержку крупнейшим налогоплательщикам и курирует ключевые проекты по сопровождению налоговых проверок.

ООО «АНП Зенит»

Сфера деятельности: юридические услуги в области налогового права.

Численность персонала: 52 человека.

Оборот в 2019 году: 127 млн руб.

Выиграно в спорах с налоговой инспекцией: более 55 млрд руб.

Последние годы ФНС изменила тактику работы. АСК-НДС-2, АИС «Налог-3» и другие программы позволяют отслеживать движение товаров, вычеты по НДС и выявлять налоговые нарушения. Главное в статье Скрыть

Инспекторам остается только анализировать полученные данные. Чтобы получать уточнения, были созданы комиссии по легализации налоговой базы. Этот вид контроля заменил выездные налоговые проверки, которых становится все меньше: за последние пять лет их число сократилось в 3,3 раза.

Состав комиссии и порядок ее проведения зависят от налога, по вопросам уплаты которого вызвали директора, и от суммы предполагаемой недоимки. Например, инспектор выявил небольшой разрыв по НДС у одного из контрагентов компании «Ромашка». Директора «Ромашки» пригласят в кабинет, в котором работают обычные сотрудники ФНС.

Инспектор расскажет, что поставщик «Ромашки» не уплатил НДС в бюджет — то есть выявили разрыв. Он предложит на выбор два варианта. Первый — самостоятельно сдать уточненную декларацию, в которой уже не будет вычетов НДС по проблемному контрагенту. Второй — разобраться с ним самостоятельно, чтобы он сдал уточненную декларацию и уплатил причитающуюся сумму налога.

На самом деле есть третий вариант — отказаться выполнять предъявленные требования. Тогда компанию могут включить в план выездных налоговых проверок. Сделают это или нет, зависит от того, какой объем доказательств удалось собрать инспекторам. План выездных проверок они должны защитить в региональном управлении ФНС.

Компанию включат в план, только если имеются весомые доказательства ее виновности. Именно поэтому очень важно, что именно вы скажете на налоговой комиссии.

Налоговики задают более-менее стандартные вопросы. Узнайте, что именно они спрашивают, а также что можно и что не стоит отвечать. Полные списки вопросов вы можете скачать в конце статьи. 

3,3
Во столько раз сократилось число выездных проверок за пять лет

1
С какой целью вы привлекли контрагента? Главное в статье Скрыть

Начальный вопрос с целью определить, знаете ли вы данного контрагента или лишь формально включили его в налоговую отчетность. Проверяющие хотят узнать, насколько сделка экономически обоснована.

Если контрагент осуществил вам поставку или оказал услугу разово и помимо него есть основные поставщики или подрядчики, с которыми вы работаете уже давно, придется объяснять, для чего понадобился новый контрагент. Возможно, основной поставщик не справлялся с объемом или вас привлекла низкая цена, бесплатная доставка или скорость поставки.

Любую сказанную вами информацию могут проверить. Например, инспекторы сопоставят условия договоров в ходе встречной проверки ваших контрагентов, изучат среднерыночные цены или цены поставщиков, с которыми вы взаимодействовали ранее.

Отсутствие разумных причин наведет проверяющих на мысль о том, что контрагент не такой уж и надежный, а цель сделки — завышение вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль.

Возможный ответ

«ООО “Надежный” поставлял строительные материалы для объекта “Реконструкция административного здания”».
2
При каких обстоятельствах вы выбирали контрагента?

Этот вопрос призван установить, насколько вы были избирательны при выборе контрагента. Также могут уточнить:

  • Откуда вы узнали о компании ООО «Надежный»?
  • Вам поступало коммерческое предложение от ООО «Надежный»?
  • Рассматривались ли другие компании? Если да, то какие?

Факт выбора контрагента среди множества аналогичных будет несомненным плюсом в подтверждение деловой цели и реальности хозяйственных отношений. Ваши слова существенно подкрепят приказ об организации внутреннего тендера, коммерческие предложения вашего контрагента и компаний-конкурентов, рекламные буклеты, фото СМС-рассылок, маркетинговое исследование со скриншотами прайс-листов, письменные рекомендации ваших партнеров.

Точно не надо говорить: «Да мы особо не выбирали, они предложили — мы согласились». Если важно качество и не хочется переплачивать, с первой попавшейся компанией работать вы не будете. Проверяющие это тоже понимают.

Возможный ответ

«Компания выбрана путем проведения внутреннего тендера. Мы проводили запрос коммерческих предложений, ООО “Надежный” предоставило самые интересные условия. Кроме того, на рынке строительных работ о них отзываются положительно».
3
Вы проявили должную осмотрительность при выборе контрагента?

13
млрд руб. доплатили компании в 2018 г. из-за расхождений, которые выявила АСК НДС-2

«Должная осмотрительность» и «благонадежность» — это не про этику, а про деньги. Не проверили контрагента и на его стороне всплыл «разрыв» по НДС — получите доначисление. Также могут спросить:

  • Какие документы, характеризующие добросовестность контрагента как налогоплательщика, реальное осуществление контрагентом финансово-хозяйственной деятельности, были запрошены у организации?
  • Можете представить копии?

Собирайте информацию о своем контрагенте заранее. Сделать это можно в том числе с помощью сервиса «Генеральный Директор. Контрагенты». Проверяйте учредительные документы, полномочия, наличие экономических ресурсов для выполнения работ, складов (при поставке), автомашин (при перевозке). С этой целью не стесняйтесь запрашивать свидетельства о праве собственности либо договор аренды. Не менее важна информация о деловой репутации.

Точно не надо говорить: «Не, не проверяли» или «Ну мы запрашиваем учредительные документы. Не все дают, конечно».

Последняя судебная практика подтверждает важность проверки контрагентов. Если вам для принятия решения о сотрудничестве достаточно честного слова, будьте готовы в будущем доплатить НДС за нерадивого поставщика. Запрос учредительных документов за проверку контрагента не считается.

Возможный ответ

«Мы проверяем всех контрагентов. Глубина проверки зависит от суммы и специфики контракта. Копии документов по проявлению должной осмотрительности представим по запросу».
4
Каким образом и при каких обстоятельствах вы заключали и подписывали договоры?

Налоговый орган проверяет реальность взаимодействия с контрагентом. Также могут спросить:

1. Вы передавали подписанные документы курьером? Или через телекоммуникационные каналы связи (интернет, e-mail)? Или по почте?

2. Кто подписывал документы по сделке с вашей стороны и со стороны контрагента?

  • 3. Можете назвать адрес фактического местонахождения ООО «Надежный»?

Налоговики проверят все обстоятельства. Не проверили полномочия лица, подписавшего договор? Вполне может оказаться, что подписант договора отказался от участия в организации, находился в местах лишения свободы или вообще на момент подписания умер.

Если указываете, что с директором (подписантом) знакомы лично, будьте готовы ответить на вопрос о том, как он выглядит.

Например, вас могут попросить назвать примерный возраст, рост, телосложение, цвет глаз, волос, какие-то особые признаки. Или предложат опознать его по представленному инспектором фото. Хорошо, если заключению договора предшествовала деловая переписка, имеется протокол разногласий, протокол встречи по обсуждению условий договора.

Точно не надо говорить: «Документами обменивались по почте или через курьера. Кто подписывал с той стороны, не знаю». Не знаете, кем, где и как заключались договоры? Отсутствие ответов на эти вопросы может навести налоговиков на мысль, что ваши отношения с фирмой только «на бумаге».

Возможный ответ

«Договор подписывали в нашем офисе. С нашей стороны подпись моя как директора, со стороны ООО “Надежный” расписался их директор Добросовестный Петр Семенович».
5
У вас есть задолженность перед контрагентом на сегодня?

Факт оплаты товара не является условием для получения налогового вычета. Однако на практике, если товар долгое время не оплачивается, особенно при наличии достаточного остатка на расчетном счете, это может натолкнуть налоговиков на мысль об участии в «схемных» операциях. Также они обратят внимание на условия о постоплате или расчеты по сложным схемам взаимозачетов.

Разумеется, рыночная сделка не может быть безвозмездной. Если у компании есть финансовые трудности, особенно в свете сложившейся эпидемиологической ситуации, подумайте о том, как эти трудности подтвердить. Например, недостаточно денег на расчетном счете, расторгли доходный договор с основным заказчиком, заключили дополнительное соглашение об отсрочке платежей, ранее не исполнили обязательства перед контрагентом.

Гарантийные письма, ответы на претензии контрагента также помогут снять сомнения в соответствии таких безденежных отношений обычаям делового оборота.

Точно не надо говорить: «Не знаю, есть ли задолженность. Раз не требуют, скорее всего, не должны ничего». Не знать о своих долгах, тем более если речь идет о значительных суммах, руководитель не может. Кредиторы точно не оставят в счастливом неведении. Другое дело, когда речь идет о «воздушной» кредиторке от бумажного НДС.

Возможный ответ

«Да, на сегодняшний день мы должны ООО “Надежный” около 8 млн руб. Задолженность связана с тем, что мы еще не получили оплату от заказчика».

По просьбе журнала «Генеральный Директор» сотрудники «АНП Зенит» записали допрос генерального директора сотрудником налоговой инспекции. Обращаем ваше внимание, что видео постановочное. Однако именно так обычно проходит налоговая комиссия. Мы разобрали ошибки, которые делает "гендир" в ответах на вопросы "инспектора". Почти наверняка это приведет к доначислениям.

6
Вы будете уточнять налоговые обязательства по взаимоотношениям с контрагентом?

Добровольное уточнение налоговых обязательств — главная цель комиссий по легализации налогооблагаемой базы. Если у налогового органа имеется информация о разрывах в цепочке НДС, скорее всего, вас попросят представить уточненную декларацию, убрав суммы заявленного вычета.

Уточняться или нет — решать только вам. Это право налогоплательщика, а не обязанность. В любом случае не стоит озвучивать необдуманные решения. Лучше взять паузу и провести аудит сделки, в том числе с помощью сервиса «Генеральный Директор.Контрагенты». Принять верное решение можно только на основе полной объективной картины налоговых рисков. 

Возможный ответ

«Информацию, полученную от налогового органа, приму к сведению, сверю со своими данными, после чего приму соответствующее решение».

По просьбе журнала «Генеральный Директор» сотрудники «АНП Зенит» записали допрос генерального директора сотрудником налоговой инспекции. Обращаем ваше внимание, что видео постановочное. Однако именно так обычно проходит налоговая комиссия. В этом ролике "гендир" правильно отвечает на все вопросы "инспектора". Налоговики вряд ли смогут придраться к компании.

Узнайте, какие специфичные вопросы налоговики задают гендирам на комиссиях, если вызывают по поводу договоров 1. поставки товаров, 2. оказания услуг, а также что на них отвечать.  

Психологические приемы, чтобы нейтрализовать налоговиков-манипуляторов Главное в статье Скрыть

Заседание комиссии инспекция организует, если в ходе аналитической работы будет установлена крупная сумма налоговой недоимки — несколько миллионов рублей. Директора пригласят в кабинет начальника или замначальника инспекции. Там он окажется единственным гостем. Вот психологические приемы, которые помогут справиться с давлением.

1. Заземлитесь, как только вас начнут запугивать. Любимая манипуляция проверяющих — запугивание. Они рассказывают об ужасах, которые ждут компанию и гендира, если не послушаться.

Совет психолога на этот случай — заземлиться. Сядьте ровно, упритесь стопами в пол. Подбородок поднимите параллельно полу. Используйте «психологическое айкидо». Сразу, но немногословно согласитесь

с вероятностью возможных ужасов. Затем забирайте инициативу себе: задавайте вопросы, уточняйте. Разговором владеет тот, кто спрашивает.

2. Спрячьте внутреннего ребенка от тех, кто давит числом. Бывает, что на комиссию или возражения, куда пришли один-два представителя компании, собирается десяток налоговиков, в том числе начальники отделов. Их цель — задавить вас количеством.

Когда на нас давит группа людей, мы возвращаемся в «детское» состояние. Активизируются страхи, которые мы в детстве испытывали перед всесильными взрослыми. В таких случаях помогает прием «внутренний ребенок». Мысленно представьте себя-ребенка в кабинете, где происходит разговор. Найдите то место, в котором вам-ребенку было бы комфортнее находиться. Мысленно отправьте себя-ребенка

в это место. Представьте, как вы проходите туда, занимаетесь чем-то интересным. Детская часть вашей личности в безопасности, а взрослая может на равных вести беседу с десятком других взрослых.

3. Спокойно остановите игру в хорошего и плохого полицейского. Один инспектор ведет себя агрессивно, ставит все под сомнение. Второй спокоен и вежлив, изображает вашего друга.

Дайте понять, что знаете о манипуляции. Скажите, к примеру: «Эта тактика мне известна. Давайте не будем тратить на нее время». Предложите прерваться, чтобы затем вернуться к конструктивному общению.

По материалам Александры Фокиной, кандидата психологических наук, члена Федерации психологов-консультантов России