ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
1 , Январь 2021
Инструменты бизнеса
Работа с клиентами

Как из клиентов сделать друзей, чтобы повысить их лояльность: советы директора

О чем статья: тактика семи шагов позволяет компании быть лидером на переполненном региональном рынке.

Михаил Синюков, Генеральный Директор и владелец компании «Скай Лайн Консалтинг», Новосибирск

Специалист по нейро-лингвистическому программированию

Михаил Синюков

В 2004 году окончил Новосибирскую государственную академию водного транспорта, в 2007-м — Новосибирский государственный медицинский университет. Мастер MBA Open University of Great Britain.

ООО «Скай Лайн Консалтинг»

Сфера деятельности: предоставление аутсорсинговых услуг по бухгалтерскому и кадровому сопровождению, оптимизации персонала и нормированию труда.

Численность персонала: 15 человек.

Выручка в 2019 году: 6 млн руб.

Наша компания занимается аутсорсингом бухгалтерских и кадровых услуг. Аналогичные услуги малому и среднему бизнесу в Новосибирске предоставляют еще 700 организаций. Конкуренция между фирмами жесткая. Количество компаний МСБ, которые к нам обращаются, сокращается, а оставшиеся смотрят в сторону уменьшения расходов и контроля издержек.

Стереотипное позиционирование компании через «уникальность» и индивидуальный подход к клиенту сегодня скорее метафизично, нежели реально. Так делает каждый наш конкурент.

Первая задача, которую поставили перед собой, чтобы удержать клиентов в условиях общей нервозности, — установить с ними как можно больше формальных и неформальных контактов. Чтобы они рассматривали нас не только как экспертов, но и как друзей. Для этого использовали и продолжаем использовать в работе тактику семи шагов.

1
Внедрили программу «Добрые отношения»

В рамках этой программы:

1. Поздравляем директоров компаний, с которыми работаем, с днями рождения.

  • 2. Поздравляем заказчиков с официальными праздниками.

3. Вручаем заказчикам подарки на годовщину нашего сотрудничества. Например, билет на спектакль — на выбор клиента.

4. Формируем шуточные рассылки в честь 1 апреля.

5. Ежеквартально рассылаем клиентам тематические подборки курьезных случаев и историй.

На начальном этапе программы хотели точечно выбирать подарки для заказчиков. Опробовали несколько идей, от которых потом отказались.

Например, ориентировались на хобби клиентов. Реализовать идею в полной мере не получилось — не все заказчики готовы озвучить свои интересы, а у некоторых хобби специфические. Купить соответствующие презенты не позволяет бюджет.

Пробовали вручать «хороший» алкоголь. Однако далеко не все употребляют спиртные напитки, многие придерживаются здорового образа жизни.

Не раз сталкивались с отказом от сотрудничества из-за нескольких орфографических ошибок в письме

Пытались заказывать именные торты. Идея оказалась сложной в реализации: доставить скоропортящийся презент нужно день в день, а курьер не всегда застает клиента на рабочем месте.

Самыми универсальными и приемлемыми подарками стали чайно-кофейные наборы и сладости. На этом варианте и остановились.

2
Избавились от штампов в разговоре

Все мы иногда совершаем ошибки. Стараемся признавать их и устранять. Но при наличии эмоциональной связи с клиентами вероятность того, что нам простят «погрешности в работе», выше. Для этого избегаем профессионального сленга.

Провели обучение, которое помогло выявить слова-паразиты. После нарисовали таблички: со штампами и ошибками в первом столбце и верными вариантами во втором .

3
Во время удаленки настроили открытую для всех сотрудников почту

Специалисты видят, как коллеги ведут общение с клиентами. Это порождает солидарность, сотрудники уделяют внимание качеству переписки.

Все знают, что письма находятся в общем доступе. Никто не хочет прослыть безграмотным в глазах коллег. Понимаем, что любая ошибка при стечении определенных обстоятельств может повлиять на имидж компании. На практике не раз сталкивались с отказом от сотрудничества из-за нескольких орфографических ошибок в письме.

Долгое время у каждого сотрудника, разумеется, была личная почта. Но с клиентом работают сразу несколько человек, также не было фиксации электронных писем в CRM. Это создавало трудности при отсутствии уполномоченного сотрудника. Никто не мог подсказать, каковы договоренности с заказчиком в конкретный момент.

Кстати, когда запретили пользоваться индивидуальной корпоративной почтой, один сотрудник воспринял это как вмешательство в личную жизнь. Расстались с ним по соглашению сторон.

15%
российских компаний доверяют ведение финансовых дел сторонним специалистам

4
Четко разделили функционал сотрудников

Один специалист занимается исключительно первичкой. Другой начисляет заработную плату и формирует зарплатные налоги. Третий сдает и формирует бухгалтерскую и налоговую отчетность. Четвертый занимается кадровыми документами и кадровой отчетностью.

Все внутренние процессы и услуги четко регламентированы. Такую схему мы выстроили по аналогии с производственным конвейером.

С одной стороны, процесс позволяет достичь высокого уровня экспертности каждого звена, а также застраховать себя от ошибок за счет повышения уровня экспертности в каждом из звеньев.

С другой стороны, клиенты поначалу испытывают неудобство. На каждом отдельном этапе работы им приходится обращаться к разным специалистам.

На стыке различных процессов возможны ошибки. В результате бывает сложно установить сотрудника, который их совершил.

Из двух зол выбрали меньшее. Вот сложности, с которыми сталкивалась компания, когда клиента вел один сотрудник — от приема первичных документов до сдачи отчетности.

  • Все специалисты должны соответствовать уровню главного бухгалтера, в том числе по зарплате.
  • Высок риск ошибки из-за человеческого фактора: проверка корректности бухгалтерского и налогового учета была выборочной, а не поточной, как сейчас, когда один сотрудник принимает работу другого.
  • При отсутствии сотрудника сложнее восполнить его функционал. Приходилось принимать широкий спектр задач.
  • У клиента и сотрудника складываются доверительные отношения. Но это скорее доверительные отношения между двумя людьми, чем между заказчиком и представителем компании. В конце концов при увольнении сотрудник может увести часть клиентов с собой.
5
Организуем занятия по моделированию бизнес-процессов

Моделируем любое возможное действие клиента с момента обращения. Придерживаемся идеи: «Самый тонкий элемент определяет качество работы всей компании». Иными словами, где пусто или недоработано, там и рвется — рвется в первую очередь эффективность процесса.

При моделировании не используем спецпрограммы, рисуем элементарную графическую схему входа и выхода каждого процесса и описываем.

Далее, если процесс повторяющийся, в «Битрикс» настраиваем шаблоны задач для автоматического появления. В шаблоне каждой задачи указываем постановщика, исполнителя и администратора, который контролируют сроки.

Да, в работе случаются сбои. В этом случае в комментариях указываем причину. В специальном отчете администратор фиксирует проблему и время исправления.

6
Тестируем на знание регламентов

Даже если порядок взаимодействия с заказчиком отработан, а наш курьер, к примеру, привез бумаги в неопрятном виде, то цепочка качества услуги мгновенно рвется.

Клиент видит, что приезжает непонятно кто. Доверие к компании, допустившей оплошность, сразу падает. В будущем заказчик задумается, а стоит ли допускать нас в святая святых фирмы — в бухгалтерский и налоговый учет.

Чтобы поддерживать качество работы специалистов на должном уровне, тестируем на знание действующих регламентов, формируем ежемесячные отчеты по их соблюдению.

Новый работник, устраиваясь в компанию, сдает тест по итогам испытательного периода. Только после этого мы принимаем решение о трудоустройстве.

Все сотрудники, включая руководство компании, раз в год проходят аттестацию на знание положений и нормативов. Показатель включили в KPI с нормой в 70 процентов. Каждый год кадровая служба составляет новые тесты, которые ориентированы на свежие изменения.

7
Обращаемся к услугам «тайных покупателей»

Природа не терпит пустоты. И в бизнесе этот закон также работает. Если процесс не доведен до совершенства, то образовавшийся «вакуум» обязательно чем-то заполнится. И, скорее всего, не тем, что нужно нам.

В условиях жесткой конкуренции именно клиентский сервис определяет, придет ли заказчик еще раз, порекомендует ли компанию знакомым.

А если сервис не дотягивает до адекватного уровня, то недовольные клиенты могут еще и отпугнуть потенциальных заказчиков.

«Тайные покупатели» помогают быстро и безболезненно выявлять недочеты в работе компании и так же быстро устранять их. В результате сохраняем клиентов, которых могли бы потерять из-за собственной невнимательности.

В ходе одной такой проверки «тайный покупатель» определил у сотрудника недостаточные навыки в работе с возражениями. Специалист использовал слабые аргументы при отстаивании своей позиции, брал вину на себя, шел на уступки.

Чтобы проработать проблему, провели с менеджерами занятие в игровой форме, разобрали, как общаться, какие аргументы приводить.

На будущее

Разумеется, остаются мелочи, требующие доработки. В ближайших планах — детально проанализировать причины, из-за которых уходят клиенты. Именно ушедшие клиенты важны в плане получения информации. Проанализировав результаты, будем прорабатывать мотивы отказов, а значит, и наши недочеты.

 

Фотография из архива Михаила Синюкова