Вашу коллегу обманули подрядчики: разбор «подставы»
Смысл серии материалов: юрист комментирует кейсы и отмечает, в чем именно ошиблись директора.
Мы продолжаем публиковать цикл статей о том, как мошенники обманывают бизнес. Напомним, что в 90 процентах случаев компании попадаются на уловки злоумышленников из-за халатности своих работников: те что-то упустили, где-то слишком доверились. На этот раз вашему вниманию предлагается история неудачного сотрудничества с посредником. Юрист проанализировал ее и рассказал, в чем конкретно ошибся директор.
Мошенники могут заимствовать фото из других Telegram-каналов со схожим контентом
Не дождалась товара
«Когда начинала бизнес, планировала открыть магазин детской одежды с собственным производством. Но с последним решила повременить. Для начала набирала обороты, заказывала одежду у поставщиков. Первого контрагента нашла в Турции, все прошло успешно, товар пришел вовремя. Затем попробовала сделать заказ в Китае через посредника», — рассказывает Ирина Бобылева, основатель детского онлайн-магазина одежды.
Посредника бизнесвуман нашла в интернете. Гульнара вела Telegram-канал с 16 тыс. подписчиков. Хорошие отзывы клиентов, видео со складов, фото оплаченных счетов, номера телефонов и Ф. И. О. клиентов. Все выглядело надежно.
«Написала менеджеру Гульнары в WhatsApp. Девушка задала много уточняющих вопросов, проконсультировала по размерной сетке. Я внесла оплату: заказ должен был прийти в течение месяца», — вспоминает Ирина. А дальше началось самое интересное. В Telegram-канале появился пост о том, что из-за ковида поставки задерживаются: ноябрьские придут не раньше февраля. В конце января пришло сообщение: с 1 февраля компания принимает новые заказы. Затем Telegram-канал сообщил об открытии магазина в Баку. А ноябрьских заказов все не было.
«Счет на доставку мне так и не выставили. Менеджер не отвечала неделями. Когда мне все-таки удавалось достучаться до сотрудника, девушка переспрашивала, точно ли я делала этот заказ. Все это было похоже на абсурд, ведь у нас была сохранена вся переписка», — говорит Ирина. Тем временем посредник сообщил в Telegram-канале, что запускает обучающие курсы. Вновь стали появляться восторженные отзывы довольных покупателей.
«В конце апреля написала двум клиентам этого же посредника: нашла их номера в квитанциях, выложенных в Telegram-канале. Оказалось, что Гульнара их тоже кинула. Написала ей напрямую, на что получила хамский ответ: “Оплачивайте доставку и ждите”. Гарантий, что получу заказ, мне никто не дал. Некоторые покупатели оплатили доставку, однако товара не дождались», — рассказывает Ирина.
Сейчас Бобылева с другими клиентами посредника создала чат в Telegram. Коллеги решают, как действовать. В чате уже около 100 человек.
Комментарий юриста
Ильдар Багаутдинов, партнер юридической компании «АНП Зенит», Казань
