Как составлять регламенты, чтобы они работали
На многих предприятиях руководство пытается создать регламенты для всех процессов. Так поступать не стоит. Напишите регламенты только для самых важных процедур, а также для процессов, с которыми возникают проблемы. Любой Генеральный Директор знает, на каком участке у него основные нестыковки. С него и нужно начинать.
Как правило, регламент нужен, когда есть необходимость описать взаимодействие нескольких подразделений (см. также: Почти без регламентов). Цель регламента — описать какой-либо бизнес-процесс в компании. Любой регламент создается на основе следующих вопросов:
- последовательность действий по процессу;
- участники, их роли;
- ответственность участников;
- сроки предпринимаемых действий;
- принципы корректировки процесса.
Почти без регламентов
Справка
Компания «Вихар» занимается обслуживанием коттеджных поселков Подмосковья, а именно: обслуживанием газовых, электрических, водопроводных сетей, организацией охраны и видеонаблюдения, ремонтом и обслуживанием дорог и дорожного полотна, уборкой территории, вывозом мусора, а также имеет ремонтную группу круглосуточного реагирования. Компания организована в конце 2006 года на базе коттеджного поселка Котово. Численность персонала — 30 человек.
Компания VG Ultra — официальный представитель в России белорусской компании Belatra, производителя программного обеспечения и процессорных устройств для игровых автоматов. Компания образована в 2005 году, штат — восемь человек.
Справка
ОАО «Концерн «Чувашгосснаб» создан на базе Госснаба Чувашской АССР. Предприятие имеет 80-летнюю историю. Основные направления деятельности — оптовая торговля строительными и отделочными материалами и управление офисно-складскими комплексами. Оборот предприятия за 2006 год составил 25 млн долл. США. Штат — 190 человек.
В последний год наша компания сосредоточилась на разработке стратегических регламентов. Они нужны, чтобы компания постоянно находила новые ниши на рынке, а стратегические риски при этом были сведены к минимуму. В частности, достаточно эффективным показал себя «Регламент поиска, принятия решения, запуска и реализации новых проектов» (Подробнее о поиске идей для новых проектов, а также методах управления нововведениями см. тематическую коллекцию материалов «Реализация новых проектов»). Он касается основных собственников, членов совета директоров и топ-менеджмента. Этот регламент, с одной стороны, стимулирует их (как материально, так и с использованием иных форм поощрений) к постоянному поиску, запуску и реализации новых проектов, с другой — дисциплинирует, так как в нем описан процесс принятия решений по новым проектам, а также этапы их реализации. Такой свод правил позволяет компании искать новые возможности развития бизнеса и страхует от рисков, связанных с инициированием нового проекта без тщательной предварительной проработки. Под новыми проектами мы понимаем как инвестиционные проекты, новые бизнес-направления, так и изменение номенклатуры продуктовой линейки.
Алгоритм разработки регламента
- Определение предмета регламента.
- Определение ответственного. За регламент должен отвечать ключевой сотрудник, ответственный за осуществление этого процесса.
- Собрание. Если регламентируется процесс, в котором сталкиваются интересы многих подразделений, важно правильно запустить его — провести собрание ключевых участников процесса. Ответственный должен объяснить, насколько обсуждаемый процесс важен для компании и каким образом его лучше организовать. Нужно выслушать точку зрения всех заинтересованных сотрудников и учесть их пожелания.
- Описание процесса. Зависит от конкретного бизнес-процесса. Если этот процесс не очень сложен и отвечающий за него сотрудник хорошо представляет себе все этапы, составление регламента можно поручить ему. Затем он должен обсудить получившийся документ с остальными участниками. Если же процесс сложный, каждый его участник должен описать свой отрезок работы. Материалы собираются, а потом обсуждаются совместно.
- Обсуждение. Базовый текст должен быть предоставлен всем участникам рабочей группы для обсуждения и корректировки. Каждый участник высказывает свое мнение, делает замечания, выдвигает предложения и обосновывает их.
- Утверждение. После обсуждения текст корректируется, а затем утверждается Генеральным Директором.
Специалист по качеству знакомится с трудовым распорядком сотрудников разных подразделений, однако описание процесса не подразумевает четкой инструкции: «включить газоанализатор», «подойти к газовой подстанции» и т. д. Он скорее очерчивает стандартные ситуации, например: «Газовая станция должна быть осмотрена при помощи следующих технических средств… По окончании осмотра пишется соответствующий отчет». В должностной инструкции может быть написано следующее: «В случае если показатели утечки газа ниже такого-то значения — сообщить главному инженеру, если показатели выше такого-то значения — отключить подстанцию и сообщить главному инженеру, если показатели в норме — продолжить обследование». Поэтому специалист службы качества должен иметь представление о всех процессах, а следовательно, и соответствующий уровень квалификации, а также достаточно широкие полномочия.
Роль Генерального Директора
Участие первого лица компании в процессе регламентации зависит:
- От предмета регламента. Если это регламент пересмотра цен или внесения изменений в ассортимент продукции, участие Генерального Директора необходимо: при разработке могут приниматься важные решения, перераспределяться обязанности.
- Эффективности исполнения описываемого процесса. Если процесс налажен и его нужно только зафиксировать, то Генеральному Директору вникать в вопрос не надо. Если же ключевой процесс постоянно дает сбои, руководителю необходимо проследить за утверждением регламента и проконтролировать его выполнение.
- Заинтересованных сторон. Если речь идет о регламенте, регулирующем взаимодействие нескольких подразделений, руководители которых равны по статусу, и при этом о стратегически важном процессе (например, ценообразовании, в котором участвуют юристы, продавцы, производственники, закупщики и т. п.), то принимать решения по этому регламенту должен Генеральный Директор.
Возможные проблемы
Часто можно услышать такую жалобу: процесс описан, регламент разработан, однако начальники отделов не доводят его до своих сотрудников. Документ просто лежит на полке. Почему так происходит?
Регламент оторван от практики
Очень важно, кто занимается регламентом. Например, компания выросла до крупных размеров, и руководство решило создать отдел развития, которому и было поручено задокументировать процессы. Такой отдел видит перед собой задачу: описать все возможное, а зачем — не задумывается. Когда регламент пишут люди, не включенные в реализацию процесса, реально руководящий этим процессом человек действовать по составленной схеме не будет. Поэтому регламент и не работает.
Отсутствие гибкости
Все пытаются подойти к регламенту с такой точки зрения: как можно подробнее описать протекание процесса. Это происходит потому, что многие путают задачу создания регламентов с описанием процессов. Однако если описание составляется для последующей автоматизации процесса, то регламент призван помогать людям.
В какой момент возникает потребность в регламенте? Когда в процессе участвует много людей, действия повторяются, но каждый трактует их по-разному (сроки, ответственность и т. п.). Зафиксированный в документе процесс работы должен все вопросы и разночтения снять: делается то-то, раз в два месяца, отвечает такой-то и т. д. При этом необходимо предоставлять исполнителям разумную свободу действий, чтобы они могли ориентироваться по ситуации (не отвечать клиенту в течение двух часов, а сделать это, если потребуется, немедленно).
Нет стимулов
Если система мотивации не выстроена, не спасет никакой регламент. Если в документе написано, что финансовый отдел должен визировать договор в течение двух дней, понять это можно двояко. В одном случае так, что финансист имеет право не предпринимать никаких действий раньше вечера второго дня, а в другом — что в течение двух дней договор должен быть завизирован при любых обстоятельствах, но лучше сделать это как можно быстрее. К выполнению регламента люди должны быть мотивированы.
- Зачастую разработка бизнес-процесса начинается с того, что каждый из сотрудников описывает свой рабочий процесс, а впоследствии либо начальник, либо нанятые независимые консультанты, либо отдел развития сводят все рабочие процессы, подшивают в папку — и получается красивый документ. Это подход неправильный. Он не решает проблемы компании, а консервирует их. Можно провести такую аналогию: допустим, бабушка готовит суп, причем вопрос, хороший он или плохой, никто не задает. Приходит человек, записывает рецепт и подшивает в папку. На процесс приготовления это никак не влияет, так же как и на вкус блюда. Смысл разработки регламента — не фиксация его в документе, а совершенствование, нахождение оптимального рецепта бизнес-успеха.
- Есть два разных подхода к разработке бизнес-процессов — снизу вверх или сверху вниз. Снизу вверх: вначале описываются бизнес-процессы на нижнем, потом на среднем, а затем на верхнем уровне. Сверху вниз: сначала описываются и оптимизируются бизнес-процессы на верхнем уровне управления компанией (совет директоров и топ-менеджмент), потом на среднем, а затем на нижнем. Наша практика показывает, что оптимальным является второй вариант. По мере движения от верхнего уровня управления к нижним трудоемкость разработки и оптимизации бизнес-процессов возрастает, а стратегическая важность уменьшается. Вначале надо договориться наверху и только потом начинать «рубить дрова» внизу. В противном случае цена решения вопроса может оказаться чересчур высокой.
- Каким бы совершенным ни был бизнес-процесс, он не будет хорошо исполняться, если отсутствует система мотивации, связанная с достижением показателей. Персонал работает за деньги, поэтому вместе с оптимизацией бизнес-процесов должна быть скорректирована система оплаты труда. Хорошо бы сразу разработать критерии, по которым можно будет следить за выполнением усовершенствованного процесса (например, стандарт обслуживания можно оценивать по степени удовлетворенности клиентов, измеряемой по балльной шкале).
-
Регламенты не должны быть неизменяемыми, их нужно постоянно совершенствовать в зависимости от текущей ситуации, стадии развития компании и новых стратегических ориентиров. Так, в практике нашей компании необходимость изменений в технологических регламентах обсуждается каждые полгода, в регламентах стратегических — ежегодно.