ещё
свернуть
Все статьи номера
2 , Февраль 2018
Лидерство
Тактика

Ролевые игры: как распределить задачи между сотрудниками

Чем поможет статья: сэкономит время руководителя и повысит творческую энергию коллектива.

Антон Сергеев, Основатель и руководитель федеральной сети танцевальных школ «Дети на паркете», Санкт-Петербург

После двух лет активного роста компании я заметил, что у меня не хватает времени на развитие бизнеса. Помимо функций собственника и руководителя я также выполнял работу начальника отдела продаж, занимался наймом персонала, контролировал финансы и исполнял еще ряд обязанностей, не связанных с моей должностью. Говорить о стратегическом планировании в условиях такой загрузки не приходилось.

Я проанализировал задачи ключевых сотрудников и обнаружил аналогичную проблему. Такой подход к распределению работы лишал команду творческой энергии. Чтобы исправить ситуацию, я внедрил ролевую модель управления.

Три причины внедрения ролевой модели бизнеса

1. Экономия. Оцифровка показывает, сколько ролей требуется в каждом департаменте. Если один сотрудник может совмещать несколько ролей, выгоднее платить ему больше, а не расширять штат.

2. Стабильность. Если сотрудник уходит в отпуск, список его ЦКП можно передать коллеге вместе с регламентами. Компания продолжит стабильно работать в случае временного отсутствия или увольнения сотрудника.

3. Системный подход. С появлением такой схемы все понимают, кто чем занимается и к кому можно обратиться с конкретным вопросом. Меньше бюрократии, меньше бумажной работы, меньше согласований.

Что такое ролевая модель управления. Рано или поздно какой-то отдел перестает справляться с работой. Руководитель вынужден брать новых людей. Но это не помогает: штат раздут, цифры прибыли не меняются или падают. Собственнику приходится вникать в каждую мелочь. Передать ответственность не получается — люди в команде не нацелены на результат.

Ролевая модель управления — это инструмент для создания эффективной компании, где каждый отвечает за свою зону влияния. Суть метода в схематическом изображении структуры компании с прописанными целями каждого сотрудника. Цели направлены на развитие и процветание бизнеса. Так можно конкретизировать вклад каждого члена команды в общее дело.

Как правило, в компании функционал и объем работы прописаны в трудовом договоре. Но он не отражает действительность целиком. Полный объем работы и исчерпывающая роль человека в компании не зафиксированы ни в каких документах.

Cогласно методике ролевой модели рабочий процесс разделен между отделами и департаментами с описанием обязанностей и ответственных лиц. Такая структура подойдет любому бизнесу.

Если четко прописать роли даже для трех человек, эффект будет моментальный: процессы выстроены, зоны ответственности разделены, каждый занимается своим делом, осознавая влияние собственных усилий на общий результат.

Преподаватели школы «Дети на паркете»

Основной элемент ролевой модели управления — ценный конечный продукт (ЦКП), который производят сотрудники компании. Один человек способен совмещать несколько ролей и производить один или более ЦКП. Размер вознаграждения зависит от результата.

Как применение метода изменило бизнес. После анализа структуры мы поняли, что бизнес состоит из двух обособленных единиц.

Во-первых, собственная сеть танцевальных школ в Санкт-Петербурге. Первый ЦКП сети — ученик с развитой осанкой и хорошей координацией, навыками публичных выступлений. Второй ЦКП — получение прибыли и рост бизнеса.

Во-вторых, управляющая компания, которая по модели франчайзинга выстраивает сеть в стране. Ее ЦКП — партнер, предоставляющий услуги клиентам по обучению танцам согласно всем принятым стандартам бренда, приносящий прибыль себе и франчайзеру компании.

Понимание конечного продукта позволило разграничить организационные схемы в санкт-петербургском подразделении и в управляющей компании. На общую бизнес-нить по цепочке нанизаны 16 департаментов с прописанными целями и задачами. Cхему выложили на корпоративный диск c доступом только для сотрудников.

В организации с традиционнным укладом у каждого сотрудника есть трудовой договор на руках. Об официальных обязанностях других сотрудников он узнает в устной форме от коллег по мере необходимости.

В своей компании я внедрил ролевую модель управления. В течение двух месяцев я распределял роли, назначал ответственных лиц, готовил для каждой роли должностную инструкцию, формулировал ЦКП. Например, ЦКП тренера включает такие пункты: пунктуальность, проведение занятий в соответствии с методологией; ЦКП финдиректора: оплаченные счета, выставленные счета в течение суток, подсчитанные в электронной системе учета доходы и расходы.

Наша компания работает по ролевой модели уже полгода. Мы внедрили такую систему и в бизнес своих партнеров-франчайзи, которые хотят стабилизировать персонал и повысить эффективность работы. Благодаря этой модели процент фонда оплаты труда относительно выручки существенно снизился.

Занятие в школе «Дети на паркете»

Об авторе

«Самый молодой миллионер» по версии газеты «Деловой Петербург»

Антон Сергеев

Учился в Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения, работал в международной компании «Ситибанк». В 2015 году основал танцевальную школу «Дети на паркете». Победитель ежегодного конкурса «Молодые миллионеры».

ООО «Управляющая компания „Дети на паркете“»

Сфера деятельности: школа танцев для детей

Численность персонала: 58

Регионы присутствия: 147 школ — в 32 городах России

Выручка компании: 20 млн руб. (в 2016 году)

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте www.e.gd.ru).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.