Уловки мошенников, которые могут дорого обойтись компании
Чем поможет статья: распознать мошенников и предпринять действия, которые защитят компанию.
Мошенники нередко маскируются под госслужащих и приходят в компании с «проверкой». Если вовремя не распознать злоумышленников и не принять контрмеры, предприятие рискует потерять деньги и даже стать жертвой рейдерского захвата. Мы выделили шесть распространенных уловок, на которые чаще всего попадаются компании.
Мошенники под видом проверяющих
Один из самых простых способов — это актерская игра, когда на пороге компании появляются три-четыре человека, одетые в форму пожарного надзора. В лучшем случае секретарь спросит у «проверяющих» удостоверения, прежде чем пустить их на территорию компании. Чаще всего секретари теряются и не спрашивают ничего.
«Проверяющие» могут беседовать с работниками, требовать документы, отчетность, пустить их в серверную или в закрытые помещения. Сотрудники компании боятся людей в форме и обвинений, поэтому отдают все, что мошенники потребуют. При этом не подписывают документы о передаче.
После «проверки» гости составляют поддельные акты и постановления о нарушениях. Руководителю компании предлагают «договориться», чтобы якобы не приостанавливать работу предприятия или не заводить уголовное дело.
Такой способ мошенничества больше опасен не тратами на псевдовзятку, а рейдерским захватом. Мошенники могут получить доступ к любой информации о компании, угрожая ответственностью за непредоставление документов.
Как действовать. От мошенников можно защититься. Для этого нужно провести в компании ряд мероприятий.
1. Принять на предприятии инструкцию по общению с проверяющими. В документе нужно прописать ежемесячный мониторинг портала Генпрокуратуры. Там публикуют планы проверок всех госорганов. Если плановая проверка не указана — ее проводят незаконно. От внеплановых проверок не застрахована ни одна компания.
2. Внести в должностные инструкции секретарей проверку полномочий любых проверяющих. Секретари имеют право переписать сведения из удостоверений и позвонить в госорган, направивший сотрудников.
В госоргане секретарь должен утонить, действительно ли эти люди служат там и имеют полномочия проводить проверку. Номер телефона нужно смотреть на официальном сайте ведомства, а не спрашивать у самих проверяющих. Факт проверки следует отразить в журнале проверок.
3. Изучите распоряжение о проведении проверки. Подписано ли оно, какие полномочия у проверяющих, каков объект и предмет проверки. Сверьте по документам имена проверяющих с лицами, указанными в распоряжении. Сверьте сроки проведения проверки. Выездная она или документальная.
4. Разъясните сотрудникам, что они имеют право не общаться с проверяющими. Если проверяющий настаивает, то можно отвечать лишь в рамках должностной инструкции.
5. Документы передавать только по описи.
6. Любые проверки проводить лишь в присутствии юриста или адвоката.
Алексей Троекуров
Осужден по ст. 159 УК РФ. Получил три года колонии строгого режима и штраф в 1 млн руб. Отсидел два года в колонии строгого режима №241/18 Мурманской области.
Комментарий эксперта
Как я заработал деньги на загородный дом и 15 квартир
Звонки с предложением купить
Второй способ мошенничества — звонки от имени инспекторов с требованием купить стенд по технике безопасности, огнетушитель или «Уголок потребителя». В случае отказа мошенники угрожают передать сведения «куда надо».
Соглашаясь на такую покупку, руководитель теряет деньги. Тексты нормативных актов оказываются устаревшими, огнетушители — пустыми, а стенды не соответствуют ГОСТу.
Как действовать. Инспекторы никогда не будут обзванивать компании с целью продать какие-то вещи. В такой ситуации лучше ответить: «Спасибо, у нас все есть, нас недавно проверяли». После этого мошенники обычно вешают трубку.
Проведите в компании предварительный аудит, например пожарный. Положительное заключение позволит не волноваться о проверках.
Бесконтактная проверка
Следующий способ мошенничества — требование денег по нарушениям, якобы выявленным в ходе бесконтактной проверки. Проведение мероприятий без взаимодействия с компанией и ее руководством возможно с 1 января 2017 года.
К ним относятся: рейдовые осмотры территорий, акваторий, транспортных средств; обследование земельных объектов; измерение параметров воздуха, вод, почвы; измерение параметров функционирования сетей, средств связи, объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Как действовать. Руководство может не знать о проведенной проверке. Если раздается звонок, то следует выяснить Ф. И. О., должность и полномочия инспектора. По итогам такой проверки настоящий госорган вправе вынести только предупреждение о недопустимости нарушений.
Электронные письма
Не всегда мошенники действуют лично. Бывают случаи, когда на электронный адрес компании приходят фиктивные письма якобы от ФНС о задолженности по налогам. К письму прикладывают заполненную платежку с поддельными реквизитами за якобы неуплаченный налог.
В таких письмах пишут требование оплатить задолженность по реквизитам приложенной платежки. Мотивируют это тем, что реквизиты изменились. А за неуплату грозят блокировкой счета. За настоящим получателем скрывается фирма-однодневка. Мошенники рассчитывают, что бухгалтер не заметит подмену и перечислит деньги.
Как действовать. ФНС не рассылает сообщения о задолженности и предложения ее оплатить по электронной почте. Всю информацию о неуплаченных налогах и способах оплаты размещают в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте.
Если пришло письмо о задолженности, проверьте адрес отправителя. В настоящих письмах от ФНС указан домен @nalog.ru. Также проверьте информацию о наличии задолженности в личном кабинете на сайте налоговой инспекции.
Потребительский экстремизм
Иногда покупатели или получатели услуг злоупотребляют своими правами, чтобы получить выгоду. Например, был случай, когда покупателю отказали в компенсации крупной суммы за испорченный товар. Тогда он подговорил своего родственника позвонить в компанию продавца и представиться сотрудником прокуратуры.
Лжепрокурор угрожал, что проведет экспертизу и дело передадут в суд. Поэтому он предложил связаться с покупателем и вернуть деньги.
Директор уже собрался ехать на встречу с покупателем, но решил позвонить адвокату. Выяснилось, что никакого отношения к прокуратуре покупатель не имел. Компания сэкономила 5 млн руб.
Как действовать. Когда дело касается споров с потребителями, проверяйте достоверность звонков от госорганов. Прежде чем что-то предпринимать, обращайтесь к юристам и адвокатам.
Также важно отличать Роспотребнадзор от иных союзов или ассоциаций потребителей. Такие организации не могут выносить постановления и привлекать к ответственности. Однако они пытаются использовать неосведомленность руководителей компаний и требуют уплатить «штрафы» в пользу этих учреждений.
Псевдопроверка со стороны правоохранителей
Это самый опасный и масштабный вид мошенничества. Обычно мошенники проводят «обыск и выемку» под видом сотрудников правоохранительных органов. Риски те же, что и в случае проверки со стороны контролирующих органов.
Как действовать. Главное в такой ситуации — вызвать адвоката. Если это псевдопроверка, то он быстро все поймет по действиям мошенников и спугнет их. Если проверка настоящая, то адвокат имеет право быть представителем компании и обжаловать действия полиции.
Затем нужно переписать данные всех проверяющих, прибывших на территорию компании. Это также может спугнуть мошенников, они постараются скрыть информацию о себе.
Кроме того, необходимо ознакомиться с постановлением об обыске и выемке. Там должно быть указано, что именно ищут «сотрудники». Если нет четкого описания предмета, то это ставит под сомнение правомерность их действий.
Важный нюанс: настоящие правоохранители почти всегда приходят с понятыми, мошенники могут упустить этот момент.
Также не трогайте руками никакие предметы, которые у вас якобы нашли или просят подержать. Это будет содействием и для настоящих полицейских, и для мошенников. Получив отпечатки ваших пальцев на орудии какого-либо преступления или на изъятом предмете, мошенники могут этим шантажировать.
Об автореС нуля создавала юридические отделы в крупных компаниях | Кристина Лапшина Магистр права (РАНХиГС при Президенте РФ), член Ассоциации юристов России. Юридический стаж — с 2011 года. Ведет проект помощи женщинам «Смелее будь» по противодействию трудовой дискриминации и харассменту на рабочем месте. | Санкт-Петербургская городская коллегия адвокатов Сфера деятельности: юридическое сопровождение бизнеса, трудовые споры, правовой аудит, защита от потребительского экстремизма |