Какие ошибки совершают предприниматели, нанимая директоров
Вы узнаете: пять ошибок, которые совершают собственники бизнеса, когда нанимают CEO.
По статистике владельцу бизнеса начинает надоедать его детище через пять лет. Усталость либо нехватка компетенций — две частые причины, по которым нанимают СЕО. Как не ошибиться при выборе главного сотрудника в компании?
Главная ошибка, которую может допустить собственник, нанимая СЕО, — не ответить на вопрос «зачем?». В зависимости от ответа на место управляющего требуются разные люди. Вот семь основных ролей СЕО, которые помогут определиться.
1. Стратег. Нужен, когда собственник утратил видение будущего, закопался в «операционке» и ему нужна помощь в определении дальнейших направлений развития. Кто-то, кто сказал бы: «Мы пойдем сюда». А собственник поверил бы и ответил: «Да, идем. Что тебе для этого нужно?»
2. Исполнитель. Собственник сам знает, куда идет. Ему не хватает рук и «палки-пиналки». Человека, который бы брал и делал то, что ему говорят. Исполнителя, который будет выполнять команды владельца и обеспечивать их прохождение вниз по иерархии.
3. Новатор. Тот, кто привнесет новые идеи и предложит иные пути реализации стратегии. Например, бизнес работал в сегменте b2b, а новатор пришел и сказал: «Нам не хватает оборотных средств, нужно выйти в b2с, там нас ждет успех!» Такой сотрудник способен вдохнуть свежий воздух в компанию.
4. Посол. Человек, который станет официальным лицом компании, будет олицетворять ее в публичном пространстве. При этом он может ничего не решать, он работает на публику.
5. Энерджайзер. Тот, кто вдохновляет команду. Его задача — заставить людей поверить, что они добегут до финиша, несмотря на то что полкоманды уже лежит. Часто на этой позиции работает человек, который создает ситуацию, когда люди вынуждены бежать. Типичная схема: «Впереди — морковка, сзади — кол».
6. Шериф. Устанавливает правила игры. По сути, это руководитель, использующий регулярный менеджмент. Он следит и определяет, где «добро и зло», во всем, что происходит в компании. Если кто-то сумеет соединить эту роль с ролью исполнителя, получится неплохой вариант.
7. Садовник. Тот, кто придет и уберет все лишнее, подстрижет кустики. Например, есть компания, она существует давно, понятно, куда движется, но есть и много негативных вещей, которыми она успела обрасти: кто-то подмял под себя клиентов, кто-то поджал функции и т. д. Все это надо своевременно чистить.
Садовник делает кустики ровными, выпалывает сорняки, фокусирует компанию на тех целях, которые изначально были заложены в ее стратегии.
В чистом виде эти роли встречаются редко. Каждый директор сочетает в себе как минимум несколько из них, но любого можно определить по наиболее сильным и характерным чертам.
Фотография из личного архива Михаила Поликутина
Часто встречается еще одна ошибка, связанная с первой. Собственнику никогда нельзя «скидывать» с себя все. Из описания ролей СЕО можно понять, что одному человеку невозможно занять все ниши, играть все роли. Владелец должен понимать, какие именно функции он хочет передать, и не требовать от гендиректора невозможного.
Пример
Это типичная ситуация для молодых предпринимателей. Они думают так: сейчас возьму директора, поставлю задачи, пусть выполняет. Все мечтают найти такого человека. Но на практике это, скорее всего, утопичный сценарий, поэтому и настраиваться на такой вариант изначально не стоит.
Собственнику важно помнить: никогда нельзя передавать наемному управленцу стратегию! Это не тот предмет, который отдается на усмотрение СЕО. Стратегия всегда замыкается на собственнике или совете директоров компании.
Чаще всего ситуация такова, что стратегии нет в принципе, поэтому СЕО приходится самому формулировать какие-то стратегические вещи, а это может войти в противоречие с ожиданиями владельца и с потенциалом компании.
Как наемный CEO чуть не разрушил чужой бизнес
Пример
Пожалуй, самой распространенной ошибкой при передаче полномочий является ожидание владельца бизнеса, что гендиректор будет действовать так же, как он сам. На первом этапе передачи власти собственник примеряет действия гендиректора к себе. И ищет себе подобного. При этом вмешивается в операционное управление, занимается микроменеджментом. Это ошибка. Нельзя найти такого же, как ты, каждый бизнес и его владелец уникальны.
Если у собственника с его опытом и картиной мира возникла потребность нанять гендиректора, то ему не нужно искать самого себя. Правильно искать отличного от себя управленца, способного в одной из семи ролей реализовать функции, которые он сам осуществить не может.
Пример
Часто, выбирая гендиректора из более развитой или крупной структуры, собственник надеется приобрести и повторить с ним успех другого бизнеса. Ошибка заключается в том, чтобы априори считать всех выходцев из таких компаний гуру управления. Несмотря на хорошие показатели, это не всегда их личная заслуга.
В бизнесе с хорошо отлаженными процессами роль СЕО незначительна. Зачастую эти люди не в состоянии ни креативить, ни создавать что-то новое. Их позиция обеспечена жесткими регламентами и правилами, которые все обязаны строго выполнять. Они мало что умеют, кроме требований исполнения написанного. Такие люди вряд ли смогут помочь в развитии другого бизнеса.
Как проверить? Каждый руководитель должен обеспечивать выполнение стратегии. Независимо от того, какой роли соответствует СЕО, с точки зрения организации процесса у него могут выделяться те или иные компетенции. Эти стороны и нужно попытаться выявить заранее с тем, чтобы более эффективно задействовать их в бизнесе.
Расспросив о них, можно отсеять неподходящих кандидатов. Задавайте открытые вопросы: «Что вы сделали на посту генерального директора?», «Что вы изменили?» и т. п. По реакции вы поймете, кто перед вами: либо человек поплывет, либо будет рассказывать что-то интересное.
Пример
Процесс передачи власти в компании основывается на правильной постановке вопроса о том, кого, а главное, зачем вы хотите нанять. И о той роли, которую СЕО будет играть в вашей компании. Чем более точно вы на него ответите, тем вероятнее будет успех предприятия.
Об автореПривлек 1,8 млн долл. инвестиций | Михаил Поликутин Окончил КузГТУ, Университет «Синергия» МВА, МГИМО. Автор более 70 обучающих программ для топ-менеджеров и собственников бизнеса. Сопровождал развитие дилерской сети в России корпораций DAF, MITSUI Corp., MARUBENI Corp., SUMITOMO Corp. и KOMATSU LTD. | RPK Capital Сфера деятельности: управление активами, в том числе цифровыми, инвестиции в стартапы, предоставление услуг в сфере бизнес-образования, блокчейн-технологии Штат — 60 человек Объем привлеченных инвестиций — 1,8 млн долл. Рентабельность — 32–55% |