ещё
свернуть
Все статьи номера
3 , Март 2019
Личные стратегии
Образование

Как с помощью экстрима в учебе встряхнуть себя и бизнес

Что вы узнаете после прочтения статьи: почему для решения проблемы порой достаточно посмотреть на нее под другим углом и как это сделать.

На одном тренинге — прыжок в воду со скалы с семиметровой высоты. На другом — прыжки с парашютом с вышки, стрельба из автоматов и пистолетов, работа с военной техникой. Одно из заданий на полигоне — лечь под едущий БТР.

Это не курс подготовки спецназа, а девятимесячная учебная программа Высшей школы государственного управления РАНХиГС. Ее выпускники могут претендовать на губернаторские посты и руководящие должности в регионах.

Сорокалетний предприниматель после двухнедельного бизнес-курса в Новой Зеландии создал новый проект, который удвоил оборот компании. Эти две недели дали ему возможность почувствовать себя студентом, сменить тип мозговой нагрузки и выйти за привычные рамки мышления.

Накопленный опыт ставит директора в рамки. Действия становятся предсказуемыми, используются только проверенные стратегии. Как бизнес-школы и тренеры выводят руководителей из зоны комфорта?

Владимир Млынчик
Генеральный директор компании Quadro Electric, Санкт-Петербург

Бизнес-образование: МШУ «Сколково», MBA

Сколько стоит: 60 тыс. евро

Теоретические занятия по модулю «Лидерство» проходили на Камчатке, в заповеднике около вулкана. О том, что будет на практике, нас заранее не предупреждали. Велели собираться, обязательно взять теплые вещи. Час везли на снегоходах в глубь горного леса. Высадили на полянке, выдали всю необходимую экипировку, палатки и топоры.

Нам предстояло провести ночь в зимнем лесу — на морозе и в сугробах по пояс. Задачи: разбить лагерь, развести огонь, организовать питание. Кто-то командовал, кто-то молча начал рубить дрова, кто-то залез в палатку и пытался согреться. Только что я изучал разные типы лидерства и вот увидел их в деле: рациональные лидеры, харизматичные, лидеры-организаторы.

Ночью начался буран, который организаторы не предусмотрели. Можно проходить сотни тестов, сидя в уютном офисе, но только оказавшись в условиях, где надо физически выживать, смотришь на свою психологию «без купюр». Многие в группе запаниковали, в итоге нас эвакуировали сотрудники МЧС. На следующий день мы разбирали происшедшее и анализировали свои действия.

В 2017 году я отправился в трекинг вокруг горы Дхаулагири в Гималаях вместе с Андреем Волковым, возглавляющим Федерацию альпинизма России. Раз в год он организует мероприятие для управленцев и предпринимателей «Гималайский практикум: управляемый выход за пределы». Впервые за 10 лет я надолго оставил без внимания бизнес и рабочие дела — в горах нет связи.

Мы поднимались в пять утра, 6–10 часов шли в гору или под гору с 10-килограммовым рюкзаком. А вечерами собирались на интеллектуальные сессии, которые строятся по примеру семинаров по философии. Выступали один-два докладчика из группы, после дискутировали. Так каждый мог проанализировать свою работу, проблемы, жизнь, взгляд на мир.

Анна Веденеева
Основатель компании «Бухгалтерское бюро Анны Веденеевой», Москва

Бизнес-образование: бизнес-программы Moscow Business School, семинары бизнес-школы «Сколково»

Сколько стоит: 99 тыс. руб.

Задания казались странными на первый взгляд, однако на практике оказались очень полезными.

От нас требовали позвонить холодному клиенту и использовать в разговоре слова, которые тебе говорят другие учащиеся, например: «бутерброд» и «клещ». Получалось так: «У меня нет цели тянуть информацию из вас клещами. Я просто хотела бы спросить: вы больше любите просто серый хлеб или бутерброд с икрой и маслом? С неправильной налоговой оптимизацией вам хватит только на первый вариант. А я точно знаю, как получить второй». Сначала задание кажется очень сложным, однако стимулирует креативность и учит не бояться продаж.

Почти все бизнес-тренеры учат, что важно знать своего клиента, но не дают конкретных инструкций, как это сделать.

Меня поразило упражнение, когда вам дается имя человека, например руководителя компании. Задача — найти пять фактов об этом человеке, используя Google или социальные сети. Поначалу создается ощущение, что ты подглядываешь. Потом приходит осознание, что есть доступ почти ко всей информации. Достаточно проявить креативность в поиске, чтобы найти нужные данные, а вместе с ними и подход к человеку.

Еще нам раздавали карточка с различными символами, но расшифровывали только один. Задача — не показывая свои карточки, с помощью общения расшифровать символы и определить послание, зашифрованное на каждой конкретной карточке.

Петр Меберт
Основатель и председатель совета директоров Mebert Group, Москва

Бизнес-образование: Wharton Business School (MBA)

Сколько стоит: 112 тыс. долл.

Представьте, что ваша группа на 70–80 процентов состоит из экспрессивных американцев, которые стремятся перекричать друг друга. Вы волей-неволей научитесь заставлять других слышать себя и при этом учитывать чужое мнение.

В американских бизнес-школах никто не контролирует и не заставляет. На час лекций приходится два часа самостоятельного изучения материала. Приходится фильтровать огромный поток информации на английском языке. Изучить сотню книг и исследований нереально. Я поменял привычки московского студента, который начинает подготовку к сессии за неделю до ее начала.

Проблемой стало отсутствие навыка быстро печатать на компьютере. После пары месяцев стучания по клавиатуре одним пальцем пришлось освоить десятипальцевую печать вслепую. Этот навык остался со мной навсегда.

Мы создали Восточно-Европейский клуб, в который входили выходцы из России, Украины, стран Восточной Европы. Устраивали вечеринки, на которых слушали русскую музыку, смотрели русские фильмы, обсуждали русское искусство и литературу. Иногда поднимали рюмку водки, закусывали икрой или пельменями. Перед Новым годом организовывали для тех, кто учил русский, просмотр «Иронии судьбы».

Алексей Долинский
Сооснователь компании Coursalytics.com, Вашингтон (США)

Ключевой элемент бизнес-образования — «трансформационный эффект», то есть возможность переосмыслить себя, свои цели в бизнесе и личном развитии. Для этого нужно выйти из зоны комфорта и получить новые ощущения. Знания и навыки, которые появляются вследствие выхода из зоны комфорта, необязательно должны иметь прикладную ценность.

Бизнес-школы много внимания уделяют self-awareness — знанию и пониманию самого себя. От этого навыка зависит способность руководителя эффективно управлять командой. В этом помогают занятия йогой, которые предлагают своим слушателям школы.

Спортивные элементы используются для развития навыков командного взаимодействия. Например, в MIT есть программа с элементами парусного спорта. В бизнес-школе «Дарден» недельная программа по лидерству каждое утро начинается с тренировки по гребле, а один из преподавателей — олимпийский чемпион в этом виде спорта.

Двухнедельная программа об инновациях в автомобильной индустрии бизнес-школы «Росс» традиционно начинается на Шанхайском автосалоне, продолжается в Детройте, а заканчивается в Калифорнии визитами на производство Tesla и испытательный полигон для беспилотных автомобилей.

В рамках недельной программы «Протеус» Лондонской бизнес-школы участники посещают лондонские музеи, ставят драматические сцены и даже посещают зоопарк.

Трехдневная программа MIT «Лидерство через линзу» построена вокруг искусства фотографии. В течение трех дней участники занимаются фотографированием под руководством всемирно известного фотографа и переосмысливают себя как лидеров.

Курьезы

Наталья Сторожева

Генеральный директор компании «Перспектива», Москва

Бизнес-образование: MBA

Сколько стоит: 150 тыс. руб.

На модуле по продажам преподаватель протянул студенту свой ноутбук и сказал: «Продайте мне его!» Студент взял ноутбук и вышел за дверь. Мы подумали, что он пошел входить в роль. Ждали игровой сценки, демонстрирующей навыки продаж. Но студент не появился. Преподаватель начал нервничать, активисты отправились на поиски. В итоге позвонили студенту. В ответ услышали: с ноутбуком все хорошо, продается за 30 тыс. руб. Вот тут и начался настоящий кейс по переговорам и продажам.

На модуле по маркетингу преподаватель устроила «слепую дегустацию» кофе. Она выставила перед нами три кофейника. Затем убедительно рассказала, что это три разных сорта кофе от компаний-производителей

из Италии, США и Германии. Описала оттенки вкуса и аромата, свойственных каждому производителю. Раздала ярлычки разных брендов и предложила группе продегустировать напитки. В конце занятия мы узнали, что во всех кофейниках был одинаковый кофе из автомата.

На модуле по финансам один из студентов вывел на экран страницу бюджета своей компании. Ему, как не-финансисту, многое в цифрах было непонятно. Но вместо помощи зала он получил одни проблемы. Несколько человек решили, что это учебные материалы и сфотографировали слайды. Материалы попали в интернет, а затем и к руководству студента. Анализировать цифры ему помогали теперь сотрудники службы безопасности.

Компании, упомянутые в статье

ООО «Квадро Электрик» (Quadro Electric)

Сфера деятельности: услуги в области электроэнергетики.

Территория: головной офис — в Санкт-Петербурге; филиалы — в Москве, Калининграде, Вологде, Ижевске, Красноярске, Новороссийске, Хельсинки (Финляндия).

Численность персонала: 290.

Рост объема чистой выручки: более чем в 100 раз (с 2009 по 2018 год).

Центр развития бизнеса и карьеры «Перспектива»

Сфера деятельности: подбор персонала, обучение в области экономики и менеджмента, HR-консультирование.

Численность персонала: 12.

Доля новых клиентских обращений: 22–35% (данные за 2016–2018 годы).

Доля повторных клиентских обращений: 63–74% (данные за 2017 — начало 2019 года).

ИП А. А. Веденеева

Сфера деятельности: бухгалтерское сопровождение компаний малого и среднего бизнеса.

Численность персонала: 10.

Сэкономили на налогах: более 17 млн руб.

ООО «Меберт Групп»

Сфера деятельности: услуги для акционеров среднего бизнеса в сфере инвестиций, HR, маркетинга, стратегический консалтинг.

Территория: головной офис — в Москве; представительства — в Гонконге и Сан-Франциско (США).

Численность персонала: 25.

Coursalytics Inc.

Сфера деятельности: сервис поиска и бронирования программ по бизнес-образованию.

Численность персонала: 10.

Объем сервиса: 15 тыс. курсов и 25 тыс. индивидуальных преподавателей.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте www.e.gd.ru).