ещё
свернуть
Все статьи номера
9 , Сентябрь 2019
Личные стратегии
Привычки

22 приема от генеральных директоров, которые помогают им сохранять личные деньги

Что вы узнаете после прочтения статьи: какие ежедневные действия помогают вашим коллегам сохранять деньги.

Транжирство — бич современности. Маркетологи сделали так, что четвертая кружка кофе за день по дороге на встречу перестала быть лишней тратой. Если посчитаете, сколько вы делаете нецелевых покупок в месяц, то увидите, что половина из них просто хлам — вещи, без которых вы можете прожить. Ваши коллеги нашли способ удержаться от транжирства и рассказали нам об этом.

Информация об авторе и компании

Лилия Жандармова набрала 52 балла в проекте «Генеральный Директор.Рейтинг»

ООО «ЭкоТехнологии-М»

Сфера деятельности: оптово-розничная торговля медицинской техникой, товарами для аллергиков и астматиков.

Численность персонала: 50.

Лилия Жандармова: никогда не путайте личные деньги и деньги бизнеса
Директор компании «ЭкоТехнологии-М», эксперт Национального центра финансовой грамотности, Москва

Нельзя вытаскивать деньги из оборота постоянно — это верный путь к гибели предприятия. Поэтому с самого начала я установила себе зарплату. Получаю ее, как и все сотрудники, два раза в месяц, дивиденды — раз в год. Такой подход помогает дисциплинировать себя, планировать расходы. Укладываться в бюджет помогают следующие привычки.

Планирование и анализ. Для учета личных финансов я использую мобильное приложение CoinKeeper. С его помощью вношу суммы расходов. Анализирую затраты и планирую бюджет в Excel. Там же расписан и финансовый план семьи, который дает полную картину: что имеем, какие цели поставили, сколько лет до их исполнения, какие суммы надо откладывать, какая доходность и т. д.

Накопления. С любого дохода откладываю 20 процентов в «копилку», оставшееся распределяю на расходы. Когда-то я откладывала 5 процентов, так было комфортнее, потом постепенно увеличивала «ставку».

Расчет перед покупкой. В личных финансах я предпочитаю не брать кредиты. После подсчетов понимаешь, что они дорого обходятся. А вот использовать в бизнесе «чужие» деньги порой намного дешевле, чем свои.

Например, вы посчитали, что стоимость собственного капитала 40 процентов, а банки вам предлагают взять деньги под 15 процентов. Ваш бизнес развивается, выручка увеличивается, целесо­образнее взять деньги под 15 процентов — это дешевле, чем работать только на свои.

Мой отказ от сладкого и кофе приносит в семейную копилку 5 тыс. руб. ежемесячно.

Мыслить как инвестор

Экс-директор Центра финансовой культуры Роман Аргашоков тратит деньги по принципу: каждая купленная вами вещь должна окупаться, иначе это бесполезная трата денег. Его логика простая: ни один инвестор не вложит деньги в проигрышный проект.

Избавление от лишнего. Я научилась выбрасывать хлам из дома. Благодаря этому появляются вещи для продажи, которые принесут новому хозяину больше пользы, чем мне. У этой привычки есть и оборотная сторона. Теперь, прежде чем что-то купить, я задаю вопрос: «Это мне точно нужно?»

Такой подход бережет меня от импульсивных покупок и сохраняет деньги. Это касается личных финансов, бизнеса при формировании продуктовой матрицы, инвестиций. Иметь один источник дохода рискованно. Поэтому предпочтительно, чтобы был дополнительный заработок, и не один.

Информация о компании

AGM Group

Сфера деятельности: рекламное агентство.

Численность персонала: 40.

Достижение: единственное петербургское рекламное агентство, вошедшее в шорт-лист премии в сфере недвижимости Move Realty Awards 2019.

Евгений Волошин: существуют две базовые привычки
Генеральный директор компании AGM Group, Москва

Есть две базовые финансовые привычки: тратить меньше, чем зарабатываешь, и управлять рисками потери активов.

С первым пунктом все просто только на словах. Из-за доступных кредитов бизнесмены берут взаймы больше, чем реально могут вернуть.

Многие не учитывают затраты на текущие нужды — нельзя застраховаться от банковских овердрафтов, срывов сроков производства и пр. В итоге даже с положительным денежным потоком компания может тратить больше, чем зарабатывать, накапливать обязательства и получать убыток.

Со второй привычкой еще сложнее, потому что она про будущее. Ее задача — защитить капитал и будущие доходы, семью и бизнес. К этой привычке относится: диверсификация источников дохода, способов накоплений, страхование имущества, страхование жизни и пр. Представьте, что у вас в квартире потоп или вы вдруг надолго попали в больницу. Что станет с вашими накоплениями, кто будет тогда оплачивать ваши обязательства?

Резерв денег на полгода

Роман Аргашоков создал себе полугодовой резерв, равный его ежемесячным затратам, а не зарплате. Если денег не хватает, менеджер берет недостающую сумму из резерва, потом возвращает ее обратно. Аргашоков советует относиться к денежному резерву как к запасному колесу в автомобиле: воспользоваться, отремонтировать и вернуть назад. Не стоит жадничать и держать резерв на якобы черный день — он может и не наступить.

Чтобы контролировать затраты, достаточно простой таблички в Excel или Google Sheets. Я перепробовал много софта, но лучше электронных таблиц не нашел. Дома и в бизнесе я использую Google Sheets, он доступен на всех устройствах и удобен в эксплуатации.

Информация о компании

ООО «T2 Мобайл» (Tele2)

Сфера деятельности: телекоммуникационная компания.

Численность персонала: более 7 тыс.

Годовая выручка: 143,2 млрд руб.

Количество абонентов: 42,3 млн.

Роман Кананыхин: автоплатежи, онлайн-банкинг и несколько кредитов — все что нужно
Директор по управлению продажами и клиентским сервисом компании Tele2, Москва

Я люблю максимальный контроль над финансами с минимальными временными затратами, поэтому стремлюсь к полной автоматизации в личных финансах. У меня есть четыре привычки.

Анализировать затраты с помощью услуг банков. Раз в неделю смотрю, на что потратил больше всего денег. Все операционные траты провожу через один банк для удобства аналитики. Наличные «выдаю из кассы», они составляют не более 10 процентов от ежемесячных расходов.

Настраивать автоплатежи. Я использую их для оплаты мобильной связи, услуг ЖКХ, телефона, интернета и других дополнительных сервисов. Такие платежи не должны отвлекать. Задаю верхнюю планку и подключаю уведомления. Для регулярных переводов составляю шаблоны, например для занятий в детских кружках. В дальнейшем оплата занимает не более минуты.

Использовать несколько банковских карт. Например, у меня есть отдельная карта, которой я пользуюсь только за границей, отдельная карта для оплаты услуг в интернете, отдельная карта для постоянных расходов с ограничением платежей в интернете. Это позволяет мне разводить свои финансовые потоки и таким образом снижать риски, в том числе блокировки карты.

Разделите свои расходы на обязательные и приятные

Роман Аргашоков поделил все свои платежи на обязательные, которые он должен выплачивать каждый месяц, и приятные. В сложные месяцы менеджер позволяет себе только обязательные. Если сложный период затянулся, использует для приятных расходов резерв — это позволяет не падать духом и не влезать в долги.

Предпочитать долгие инвестиции. Например, в акции, металлы. Всегда дифференцирую вложения, так как считаю: что-нибудь обязательно «выстрелит». Решение о вложениях принимаю раз в месяц.

Об эксперте

Мария Тараско

Окончила Новосибирский государственный университет; МИРБИС — финансовое консультирование; MMU Buisness School, Logic Planning Group — зарубежные инвестиционные и страховые продукты. Опыт самостоятельных инвестиций — девять лет, опробовала на практике большинство финансовых инструментов, автор обучающих курсов по инвестированию. Опыт руководящей и аналитической работы в области автоматизации финансового учета для бизнеса: НПФ «Благо­состояние», РЖД.

Мария Тараско: скрупулезность — мое противоядие от транжирства
Эксперт по личным финансам, зарубежным инвестициям и защите капитала, Москва

После университета я зарабатывала 9 тыс. руб., а мне хотелось купить квартиру, которая стоила 1,5 млн руб. Тогда и сформировались привычки, которые позволили мне купить квартиру уже через год, а еще через полтора года рассчитаться с ипотекой.

Финансовое планирование. Я составила финансовый план для достижения цели: сколько денег нужно, сколько нужно регулярно откладывать, на какой доход мне нужно выйти.

Экономия. Я откладывала 30 процентов от дохода в месяц в недоступное место — туда, откуда я забрать деньги никак не могла. Это была банковская программа на год без возможности досрочного расторжения.

Рекомендую пользоваться банковскими программами, если горизонт целей не превышает два-три года. В остальных случаях лучше использовать накопительные инвестиционные или страховые программы. Тридцать процентов — много, начинать стоит с 10–20.

Расчет трудочасов. Прежде чем что-то купить, я считала, сколько на эту вещь мне придется работать. Для этого надо посчитать стоимость часа своего времени. А затем разделить цену товара или услуги на эту стоимость. Например, блузка за 1,2 тыс. руб. при зарплате 9 тыс. руб. стоила мне три рабочих дня.

Тогда я думала: так ли мне уж нравится эта блузка, чтобы три дня на нее работать? Так ли она мне необходима? Такой пересчет сразу отсекал большинство ненужных расходов.

Соотношение цены и продолжительности жизни

Роман Аргашоков использует прием, который «заземляет» его импульсивные покупки и прививает адекватное отношение к деньгам. Посчитайте, сколько стоит час вашего рабочего времени. Для этого поделите свою зарплату или средний ежемесячный доход на количество рабочих часов. Допустим, получилось 3 тыс. руб.
В следующий раз, когда вы захотите купить себе, например, новый iPhone за 80 тыс. руб., сделайте такой расчет. Разделите стоимость iPhone на стоимость одного вашего рабочего часа. Получится, что вам нужно будет работать на этот телефон 26,6 часа. А теперь задумайтесь, стоит ли новый телефон суток вашей жизни? Если да — дерзайте, если нет — потратьте эти деньги на другую вещь, предварительно выполнив аналогичный расчет.

Анализ затрат. Оценила, какие привычки забирают у меня много денег, но не приносят особой радости. Например, еда навынос из мексиканского ресторана. При ежедневном потреб­лении она уже не казалась необычной и вкусной, а денег забирала немало — половину моей зарплаты. По­этому стала заказывать ее значительно реже, всего два-три раза в месяц.

 Как ведут личный бюджет российские предприниматели

 Алексей Колесников, сооснователь Рокетбанка, покупки совершает по карте, а не наличными, чтобы они автоматически учитывались и предприниматель получал кешбэк. Если расплатиться картой нельзя, Колесников специально каждый месяц снимает круглую сумму, например 50 тыс. руб., чтобы проще было считать траты и видеть картину целиком.

 Оскар Хартманн, основатель компаний KupiVip, Aktivo и CarPrice, планирует расходы на год вперед. В конце года составляет личный финансовый план на следующий год. Свои доходы и расходы фиксирует письменно, в таблице в Excel или Word. Финансовый план детализирует: учитывает не только планируемые крупные покупки (квартира, мебель, автомобиль), но и расходы на праздники, дни рождения.

 Олег Анисимов, член совета директоров интернет-бухгалтерии «Мое дело», после «бедных 90-х» приучил себя к разумным тратам, поэтому не ведет бюджет. При покупке руководствуется здравым смыслом. Например, не покупает машины, поэтому нет проблем с парковкой. На некоторых вещах не экономит. Так, всегда имеет флагманский смартфон, потому что это сказывается на его продуктивности.

Максим Спиридонов, сооснователь образовательного сервиса «Нетология», ведет ежемесячный семейный бюджет по статьям. Для контроля расходов использует принципы разумного потребления: покупать качественные вещи, но без претензии на «люкс», не покупать необязательные дорогие вещи и атрибуты «красивой жизни». Предпочитает тратить деньги на путешествия и впечатления.

 Сергей Барышников, основатель издания Bigpicture.ru, также ведет единый семейный счет, которым пользуются трое взрослых и один ребенок. Поставил на личную карту лимит на ежедневные траты — 10 тыс. руб. Все, что дороже, покупается с отдельной карты, и о покупке узнают другие члены семьи. Категории расходов по месяцам смотрит в личном кабинете в приложении банка.

 Дмитрий Мариничев, интернет-омбудсмен, периодически выпускает виртуальные кредитные карты и оплачивает ими покупки в интернете. Использует дебетовую карту, на счету которой хранит небольшие суммы. Если что-то нужно купить, переводит деньги между счетами в приложении банка и расплачивается нужной картой.

Подготовлено редакцией по материалам открытых источников.

Бизнес-образование для руководителяи

Пройдите дистанционную программу обучения в Школе Генерального директора: MBA-Intensive: Стратегический менеджмент в условиях кризиса