ещё
свернуть
Все статьи номера
12 , Декабрь 2019
Инструменты бизнеса
Оптимизация

Что сделать сейчас, чтобы заплатить меньше налогов в 2020 году

Что вы узнаете: что директор может сделать уже сейчас, чтобы сэкономить на налогах до конца этого года и в начале нового.

Павел Зюков, Старший партнер, руководитель налоговой практики юридической компании Coleman Legal Services, Москва

С каждым годом налоговая оптимизация контролируется государственными органами все жестче, но есть способы, которые работают до сих пор. Мы подготовили список действий, которые помогут на законном основании заплатить меньше налогов до конца 2019 года и с начала 2020-го. Раздайте поручения кадровой службе, бухгалтерии и юристам, чтобы сэкономить деньги компании. Главное в статье Скрыть

Об авторе

Выиграл более 300 налоговых дел

Павел Зюков

Окончил Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, а также аспирантуру Московского финансово-юридического университета. Более 10 лет специализируется в области налогового права.

ООО «Коулмэн Лигал Сервисиз»

Сфера деятельности: юридические услуги для бизнеса.

Численность персонала: 31.

Количество выигранных дел: 90% налоговых споров на сумму более 12 млрд руб.

1
Заплатите премии сейчас, чтобы сэкономить на взносах Главное в статье Скрыть

Многие компании начисляют премии за год в январе-феврале, что логично. Но лучше это делать до конца декабря. Тогда вы сможете сэкономить на страховых взносах.

Лимит по взносам в 2019 году — 1,15 млн руб. Если суммарно взносы за сотрудника превысят эту цифру в текущем году, то дальше пенсионные взносы вы уплатите по ставке 10 процентов вместо 22. Взносы на соцстрахование от ВНиМ не будете платить вовсе.

К концу года у части сотрудников совокупный годовой доход начинает превышать установленный лимит. Другими словами, если платить премию в декабре, то вы сейчас сэкономите 12 процентов от взносов. Кроме того, предельная база для начисления страховых взносов ежегодно возрастает. Например, в 2020 году она составит уже 1,29 млн руб.

Затраты на выплату премий относят к косвенным расходам, потому они уменьшают налогооблагаемую базу. Если начислить премию в декабре 2019 года на 1 млн руб., то на ту же сумму уменьшается налогооблагаемая прибыль. В бюджет придется платить налоги с меньшей суммы.

Условия использования. В компании должно быть утверждено положение о премировании. Вознаграждения также должны быть предусмотрены трудовым или коллективным договором. За их наличие отвечают отдел кадров и бухгалтерия.

Уменьшают налог на прибыль только премии за выполнение или перевыполнение трудовых показателей, выслугу лет и доплаты за условия труда. Доплаты руководителям или за общие достижения компании — нет.

2
Сэкономьте на зарплатных налогах за счет ИП и самозанятых

Схема с переводом всех сотрудников на ИП давно известна и опасна. С начала 2019 года появились еще и самозанятые, которые платят налог на профессиональный доход. В январе и феврале некоторые компании активно переоформляли сотрудников в самозанятых, как и в схеме с ИП, чтобы не платить НДФЛ и страховые взносы. Однако инспекторы быстро переквалифицировали договоры с самозанятыми в трудовые и доначислили налоги.

Это не значит, что с самозанятыми опасно сотрудничать в принципе и нельзя извлечь из работы с ними выгоды. Главное — правильно подойти к оформлению договоров и не заменять самозанятыми штатных сотрудников.

С 2020 года режим для самозанятых собираются распространить еще на 19 регионов страны, поэтому возможностей для экономии будет больше.

Что делать нельзя. Не увольняйте часть сотрудников, чтобы потом оформить их как самозанятых. Начать сотрудничать с бывшим работником в качестве самозанятого вы вправе только через два года после его увольнения. Чтобы избежать проблем, проверяйте каждого самозанятого, который хочет с вами сотрудничать. Возможно, это ваш бывший работник. Закон не запрещает заключать с таким человеком обычный гражданский договор.

Чтобы проверить, является ли человек самозанятым, зайдите на сайт. Введите ИНН человека и укажите текущую дату.

Не предоставляйте самозанятым рабочие места. Исключите из штатного расписания должности с функционалом, как у самозанятого. Не требуйте от самозанятого трудиться по графику компании и расписываться об ознакомлении с локальными актами. Самозанятый сам определяет, когда и как выполняет свои обязанности по договору.

Не нанимайте самозанятых вместо штатных специалистов. Если выяснится, что фактически он штатный сотрудник компании, то налоговая переквалифицирует гражданский договор в трудовой. Как итог — сотрудника придется трудоустроить, а компанию оштрафуют на сумму до 100 тыс. руб. по части 4 статьи 5.27 КоАП за каждого работника. Кроме того, налоговики обяжут заплатить НДФЛ и страховые взносы за все время, пока компания прикрывала трудовые отношения самозанятостью.

Ежемесячная выплата вознаграждения ИП или самозанятому, независимо от фактического выполнения работ и составления подтверждающих документов, дает основания для переквалификации договора в трудовой. Это вывод Верховного суда в определении от 14.02.2019 № 304-КГ18-25124. В договоре с ИП или самозанятым не должно быть элементов, присущих трудовым договорам. К ним относятся режим дня, регулярная оплата труда, четкое указание на должностные обязанности.

Что делать можно. Нанимайте самозанятых, если позволяет ситуация. Например, нужно сделать разовую работу: починить компьютер, отремонтировать офис, подготовить дизайн-макет сайта. Оплачивайте работу после того, как сотрудник ее выполнит. Проследите, чтобы самозанятый каждый раз выдавал вам чек.

Риски при работе с самозанятым аналогичны ситуации, когда компания заключает договор подряда с физическим лицом. Если раньше сотрудничали с исполнителями по гражданским договорам, то для вас почти ничего не поменяется. Вы заключаете с самозанятым точно такой же договор. Отличие — не будете уплачивать НДФЛ и страховые взносы. Налоги самозанятый платит сам.

100
тыс. руб. — штраф за уклонение от оформления трудового договора

3
Создайте резерв по сомнительным долгам, чтобы сэкономить на налоге на прибыль

Создание резерва по сомнительным долгам выгодно для организации как минимум по трем причинам:

  • обычно, чтобы списать безнадежный долг, должно пройти три года. Но если есть резерв, можно сделать это раньше;
  • уменьшаете налоговую базу с начала налогового периода и за счет этого не переплачиваете в бюджет налог на прибыль;
  • в течение всего налогового периода снижаете свою налоговую нагрузку.

Другими словами, за счет резерва по сомнительным долгам вы платите меньше налога на прибыль и переносите платежи на поздние сроки. Задолженность перед компанией можно назвать сомнительной, если долг за реализацию товаров, выполнение работ или оказание услуг не погашен в срок и не обеспечен залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК).

Что сделать. Чтобы создать резерв, закрепите соответствующие положения в своей учетной политике на будущий период. Издайте приказ о внесении изменений в учетную политику и подпишите его до 31 декабря 2019 года.

Размер резерва по сомнительным долгам определяется на последнее число отчетного периода по итогам инвентаризации дебиторской задолженности в следующем порядке (п. 4 ст. 266 НК):

  • по задолженности со сроком свыше 90 календарных дней — резерв создается на всю сумму задолженности;
  • по задолженности со сроком от 45 до 90 календарных дней — в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной задолженности;
  • по задолженности со сроком до 45 календарных дней резерв не создается.

Размер резерва под сомнительные долги не может превышать 10 процентов выручки за отчетный период или 10 процентов выручки за прошлый год (п. 5 ст. 266 НК).

В резерв по сомнительным долгам нельзя включать суммы неустоек, штрафов, пеней, а также задолженность по уплате процентов.

4
Скажите бухгалтеру, чтобы использовал нелинейный метод амортизации

Бухгалтеры часто ленятся и не хотят усложнять себе работу. В налоговом учете есть два метода амортизации — линейный и нелинейный. Бухгалтеры обычно применяют только линейный способ, потому что он общий для двух видов учета, то есть самый простой. При этом бухгалтер не пользуется возможностью снизить налог на прибыль, которую дает нелинейный метод амортизации. То есть не экономит деньги компании.

Разыщите своего бухгалтера в Реестре аттестованных главных бухгалтеров - er.glavbukh.ru

Кому выгодно использовать. Способ подходит, если компания покупала или планирует купить имущество за свой счет или в лизинг. Срок эксплуатации лизингового имущества — более 5 лет, иного имущества — от 3 до 20 лет. Если приобретаете в лизинг, то имущество должно числиться на балансе лизингополучателя. Также компания должна работать на общем режиме налогообложения.

Например, если вы приобретете оборудование на 10 млн руб. — часть в лизинг, часть на свои средства. При правильном использовании нелинейного метода амортизации, применении повышающего коэффициента и амортизационной премии вы сэкономите на налоге на прибыль более 400 тыс. руб.

Проверить, как начисляется амортизация в вашей компании можно, если посмотреть приказы об учетной политике: «Для целей налогового учета» и «О вводе в эксплуатацию основных средств». Эти документы вам предоставит бухгалтер.

5
Снизьте налоги за счет переоценки кадастровой стоимости имущества

С 1 января 2020 года налог на недвижимость компании придется уплачивать исходя из ее кадастровой стоимости. Можно законно сэкономить на этом налоге, если оспорить стоимость недвижимости. Нужно доказать, что рыночная стоимость вашего недвижимого имущества меньше кадастровой и при оценке стоимости использовали недостоверные данные.

Как оспорить кадастровую стоимость. Если имущество оценивали по старому закону от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», то решение о переоценке принимают комиссии, которые созданы в субъектах РФ при территориальных органах Росреестра. Чтобы не нарушить порядок урегулирования спора, сначала нужно обратиться в такую комиссию.

Если оценку имущества производили в новом порядке по Федеральному закону от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», то можно сразу обращаться в суд.

Главное, что при переоценке вы можете потребовать исключить НДС из стоимости вашего имущества. За счет этого получится существенно снизить оценочную стоимость. К такому выводу пришел Верховный суд в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам от 10.07.2019 № 5-КА19-15.

Налогоплательщик обратился в суд, чтобы оспорить кадастровую стоимость имущества. Суд назначил экспертизу с привлечением независимого оценщика. В итоге имущество оценили с учетом НДС. Налогоплательщик не согласился и дошел до Верховного суда, где ему удалось отстоять свою позицию.

6
Успейте сэкономить на НДС при реорганизации

До конца 2019 года передача имущества или имущественных прав правопреемнику проходит по старым правилам. Например, когда вы проводите реорганизацию компании в новое юридическое лицо, которое к тому же переходит на УСН или ЕНВД. За счет этого можно избежать восстановления НДС, который приняла к вычету компания до реорганизации, потому что правопреемник за это уже не отвечает. Закон разрешал восстановить НДС только в отношении юрлица, которое пользовалось вычетом (п. 8 ст. 162.1 НК, подп. 2 п. 3 ст. 170 НК).

Схему использовали, когда сумма НДС к восстановлению оказывалась слишком большой, было проще и экономнее провести реорганизацию и сменить режим налогообложения.

Налоговики могут доказать в суде, что реорганизацию провели только для сокращения налогов. Но если компания докажет, что преследовала деловую цель, то суд поддержит этот довод. По мнению судей, Налоговый кодекс не предусматривает обязанности нового юрлица восстанавливать НДС (определение ВС от 17.10.2014 № 307-КГ14-1534, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 23.03.2016 № Ф02-1379/2016).

С 1 января 2020 года вступят в силу поправки к статье 170 НК и будет действовать новое правило, согласно которому правопреемник реорганизованной организации больше не сможет избежать восстановления НДС, если займется не облагаемой НДС деятельностью или начнет применять режим УСН, ЕНВД.

Если применяли такой метод, то нужно уже сейчас учитывать, что передать имущество в безналоговом режиме новой компании в 2020 году уже не получится.

Что можно сделать сейчас. Чтобы передать имущество без последующего восстановления НДС, нужно:

  • принять общим собранием участников решение о реорганизации;
  • составить и утвердить общим собранием участников передаточный акт, а также учредительные документы юрлиц, создаваемых в результате реорганизации (устав);
  • произвести инвентаризацию с последующим оформлением инвентаризационных описей или актов инвентаризации;
  • направить уведомление в регистрирующий орган, а также кредиторам о реорганизации.

Однако не исключены претензии со стороны налоговых органов. Они придерживаются позиции Минфина, согласно которой необходимо восстанавливать НДС в перечисленных выше случаях и без новой нормы (письма Минфина от 03.05.2018 № 03-07-11/29894, от 05.04.2017 № 03-07-11/20201).